Игра в прятки на новый лад

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Смолькова Любовь Павловна

 

«Стратегия с маленькими детьми заключается в том,

                             чтобы не давать им замечать или чувствовать,

что наши намерения сильнее, чем их собственные,

    особенно если нам требуется их сотрудничество…» 

Дебора Макнамара

Дети любят играть, но мы, взрослые, иногда забываем об этом и относимся слишком серьезно к обычным жизненным трудностям. Сами того не замечая, все усложняем, а потом не знаем, как быть.

В группу дистанционной психологической поддержки для граждан пожилого возраста обратилась бабушка четырехлетней девочки. Ее внучка капризничает в магазине: просит купить то, что бабушка покупать не собирается, на уговоры не реагирует, хнычет. Бабушке неловко, и она уступает. Можно ли объяснить ребенку дошкольного возраста, как вести себя в магазине или подождать, пока подрастет? Так был поставлен вопрос для групповой дискуссии.

Участники группы охотно делились своим опытом, и все их рекомендации сводились к одному: с детьми надо обращаться мягко, но слово «нет» говорить твердо.

В отношениях с внуком я всегда была мягкой и умела держать слово, поэтому у нас с ним подобных проблем не было. Он точно знал, что можно попросить, а чего нельзя.  А у моей подруги Веры внучка росла капризной. Уже в три года Ася пыталась настоять на своем и вынудить бабушку сделать незапланированную покупку. Но не тут-то было. Бабуля придумала своеобразную игру в прятки.

Вера рассказала Асе сказку о том, что продукты в магазине не такие простые, какими кажутся. Те, за которыми пришли, умеют прятаться, поэтому покупатели не сразу могут их найти. Причем прятаться нужным продуктам помогают те, которые совсем не нужны. Иногда уставший от поисков покупатель, отчаявшись, берет то, что не собирался. И только дети могут быстро находить то, что надо.

Вера взяла за правило перед походом в магазин вместе с Асей составлять список необходимых продуктов. А в торговом зале просила Асю их найти. Каждый раз она восторгалась внучкой: «Надо же, какая ты глазастая! А я чуть мимо не прошла». Наполнив корзину, хвалила: «Как хорошо, что ты мне помогла. Умничка. Без тебя я бы долго искала». Малышка, увлеченная игрой, забывала капризничать.

Когда Ася подросла, Вера стала играть с ней в «Бухгалтера». Вместе с Асей она вела свою «кухонную» бухгалтерию. Перед выходом в магазин не только составляла список необходимых покупок, но, сделав предварительные расчеты, сообщала на какую сумму можно позволить себе покупки. Перед Асей ставила задачу – следить за тем, чтобы не было перерасхода. Вера наполняла корзину и называла цены. Ася считала общую сумму. Если лимит был исчерпан, они вместе решали, от чего следует отказаться. Если удавалось сэкономить, Ася получала небольшую «премию», на которую могла выбрать себе лакомство. Разумеется, Вера заранее закладывала в смету расходов «премиальные», но Ася этого не знала, поэтому искренне радовалась внезапной возможности купить жевательную резинку или шоколадку.

В результате в 6 лет девочка неплохо считала, а в младшем школьном возрасте подсказывала бабушке, каким образом лучше сэкономить. Стоит ли говорить о том, что с карманными деньгами, которые у нее появились к 10 годам, она обращалась бережно. Так из капризной малышки выросла рассудительная и предусмотрительная помощница. А начиналось все с игры в прятки.

Сегодня Вера любит рассказывать забавные истории о своих почти взрослых внуках. А я люблю их слушать и не устаю удивляться тому, как легко и просто она решает проблемы. А все почему? Потому что умеет разговаривать с детьми на их языке – языке игр и фантазий, создавать условия для сотрудничества и сотворчества, увлекать тем, что ей самой интересно и ненавязчиво обучать тому, что умеет.

Дети любят совместную деятельность и рады стараться, если взрослые ставят перед ними «серьезные» задачи. Любое дело должно быть увлекательным и иметь позитивный результат, поэтому взрослым надо уметь взаимодействовать с детьми непринужденно и давать им возможность выигрывать свои «призы». Только так можно решить проблемы в отношениях и помочь детям получить навыки необходимые для будущей взрослой жизни.