Урок самоорганизации

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Смолькова Любовь Павловна

«Одна из самых невосполнимых

потерь потеря времени»   

 Ж. Бюффон
 

Каждый родитель мечтает вырастить своего ребенка счастливым и успешным. Но желания оправдываются не так быстро и не так часто, как хотелось бы. В процессе взросления дети разочаровывают отсутствием желания учиться тому, что им необходимо, чтобы стать самостоятельными и независимыми. Они не хотят поддерживать порядок и смотреть на часы, слишком увлекаются тем, что им интересно и отлынивают от того, что кажется скучным, теряют понапрасну время и жалуются, что ничего не успевают.

В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун, воспитывающая двоих внуков шести и восьми лет. Мальчики еще не вошли в подростковый возраст, а она уже чувствует, что не справляется.

Старший внук по натуре мечтатель, любит «витать в облаках», уроки начинает учить только после возвращения с работы бабушки, а без нее не может сам себя организовать. Младший отвлекает старшего от выполнения домашних заданий, на которые и без того уходит слишком много времени.

Почему одни дети успевают много, а другие толком ничего? Можно ли научить ребенка дорожить временем? На эти вопросы мы искали ответы с помощью психолога.

Проблема самоорганизации не обошла стороной и нашу семью, поэтому мне бы хотелось поделиться своим опытом.

В младших классах мой внук всегда долго собирался делать уроки и часто отвлекался на всякие мелочи. То он задание не записал, и приходится его уточнять у одноклассников. А там слово за слово и разговор растягивается на полчаса. То что-то из портфеля не вытащил и долго ищет по всем ящикам стола. Из-за несобранности подготовка домашних заданий растягивалась на непомерное количество времени. Ребенок уставал, необходим был отдых. Чем больше он отдыхал, тем труднее было возвращаться к урокам. Знакомая картина для многих бабушек-опекунов.

Прежде всего я обратила внимание на то, что внук теряет время из-за отсутствия порядка: на рабочем столе много лишних предметов, но нет того, что необходимо. Каждый раз он пытается начать работать, но лишнее и недостающее действуют, как два тормоза. А время и силы уже потрачены. И я взялась учить внука до начала подготовки домашнего задания убирать со стола все, что может отвлечь внимание, и следить за тем, чтобы необходимые учебные принадлежности всегда были под рукой.

Зная расписание уроков на завтра, мы стали планировать процесс самоподготовки, то есть составили план-график выполнения заданий с четким указанием времени, которое займет тот или иной учебный предмет. Это было несложно, ведь ребенок приблизительно знал сколько времени уходит на решение задач по математике, сколько на упражнения по русскому, сколько на чтение и рисование.

Мы ввели несколько правил, необходимых для экономии времени:

 - всегда начинать с письменных предметов, которые более трудоемки;

- если что-то долго не получается, отложить на вечер для совместной работы;

- делать самостоятельно все, с чем можно справиться без посторонней помощи.

Наблюдая за внуком, я заметила следующее: если он знал, что после того, как сделает домашнее задание, займется чем-то интересным, работал быстрее; если на вечер не было запланировано ничего увлекательного, то времени на домашнее задание уходило гораздо больше. Отсюда вывод: всегда должно быть что-то, что стимулирует ребенка быть собранным и экономить драгоценные минуты.

Когда внук подрос, наличие планов-графиков и приятных стимулов стало для него нормой. А будучи студентом, сам легко организовывал свой день, и когда я волновалась, что он что-то не успеет, успокаивал – «все под контролем».

Но вернемся к групповой дискуссии. Она показала, что взрослые не всегда умеют планировать свою деятельность, тем более создавать себе стимулы для эффективной работы, поэтому не догадываются учить детей планированию. А если пытаются, то не могут объяснить, зачем это нужно.

Интересный эксперимент предложил наш психолог. Думаю, многим родителям стоит его взять на вооружение. Дляэксперимента понадобятся: одна кастрюля емкостью 1 литр, упаковка гречки или риса, 1 апельсин, 3 мандарина. Насыпьте в кастрюлю крупу и попробуйте положить туда мандарины, апельсин. Не помещается? Тогда положите сначала апельсин и мандарины, а потом насыпьте крупу.

Анализируя эксперимент с ребенком, поясните, что апельсин – это самое важное дело дня, мандарины чуть менее важные, но достаточно серьезные дела, которые необходимо сделать. Крупа – мелочи. Человек, заполняющий свой день мелочами, не успевает сделать важные дела. Но если он ориентируется в первую очередь на важное, то на мелочи всегда время найдется. А если что-то мелкое не успеет – не беда. Вот почему нужно планировать свой день. Просто, ясно и наглядно!

Думаю, эксперимент послужил уроком самоорганизации не только и не столько нашим внукам, сколько бабушкам-опекунам. Взрослым, воспитывающим несовершеннолетних детей, надо начинать с себя, ведь они учат детей своим примером. А для того, чтобы быть достойным примером, необходимо не только уметь планировать, но и правильно расставлять приоритеты, то есть понимать, чему в первую очередь необходимо научить детей, что в воспитании главное, что второстепенное, а на что можно не обращать внимания. И еще взять за правило – никогда не отклоняться от намеченного курса и не упускать время, ведь в воспитании детей потеря времени невосполнима.