Государственное Казенное Учреждение Самарской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа»


Родителям о феномене обидчивости у детей дошкольного возраста

Обида является отрицательно окрашенной эмоцией, она не является врожденной, но появляется у человека в онтогенезе очень рано.   Одни специалисты-психологи отмечают, что эмоция обиды появляется сразу, буквально с рождения человека, другие – что ее проявление обнаруживается к 5-11 месяцам после рождения. Но все отмечают, что феномен обиды наиболее ярко проявляется у детей старшего дошкольного возраста, это связано в первую очередь с появлением у них  потребности в признании и уважении  окружающих.

Понятие «обида» определяется как чувство, которое вызвано, всем, что оскорбляет, бесчестит и порицает. Обида является сильной душевной болью. Часто она переживается очень остро, в виде гнева и ведет к агрессивным действиям. Таким образом, обида – это сильная эмоциональная реакция. Настолько сильная, что по своей частоте возникновения и длительности воздействия на человека она оказывает достаточно сильное воздействие на его психику. Длительные переживания обиды опасны, поскольку вызывают не только болезни физического тела, но и провоцируют психическое разрушение человека, перерождаясь в ненависть, нетерпимость, ревность, зависть, а то и – душевные заболевания.

Как проявляется обида у детей и в чем ее особенности?

Обидчивость детей дошкольного возраста имеет следующие характерные особенности:

  • Демонстрация своей «обиженности» в поведении.

Ребенок всем своим поведением показывает тому, кто его обидел, что это он виноват и ему следует просить прощения или как-то исправиться, при этом происходит следующее:

  • он отворачивается,
  • перестает разговаривать,
  • начинает демонстрировать свои «страдания».

Как бы это не выглядело «нарочито» внешне, реально он испытывает сильные внутренние отрицательные эмоции, такие как: подавленность, беспомощность, он может даже заплакать.

  • Парадоксальный характер проявления обиды.

В этом возрасте сверстники для ребенка являются предпочтительными партнерами для общения и совместной деятельности, как важное средство для самоутверждения. Поведение детей в состоянии обиды приобретает «странный» характер, оно проявляется следующим образом:

  • с одной стороны – поведение направлено на привлечение внимания к себе,
  • с другой стороны – дети отказываются от общения с обидчиком и пытаются любым способом показать обидчику его вину.
  • Главным предметом обиды выступает сверстник, а не взрослый

Формы обиды у детей до пяти лет детей носят непосредственный, ситуативный характер. Дети этого возраста не «застревают» на своих переживаниях и быстро забывают их. Во всей своей полноте феномен обиды начинает проявляться после пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении, прежде всего, со стороны сверстников.

В психолого-педагогической литературе  описывается динамика  состояния ребенка старшего дошкольного возраста, испытавшего обиду:

  • вначале  приходит шквал ошеломления, возмущения, раздражения, гнева, злобы – это свидетельство того, что резко задето самолюбие ребенка,
  • обидчик представляется личным врагом, который не имеет ничего доброго и хорошего в своем характере,
  • многократно преувеличивается ущерб от обиды и последствия кажутся ужасными и непоправимыми.

Обидчивость ребенка дошкольного возраста можно охарактеризовать как болезненное, своеобразное «угнетение» своего «Я».

Обидчивость как черту характера рассматривают тогда, когда ребенок видит в нейтральной ситуации угрозу своей значимости и нужности, и обижается в ситуациях, часто даже не имеющих реального основания. 

В каких ситуациях возникают обиды детей? Вот некоторые из них:

  • не дают обещанной игрушки,
  • отказывают в угощении или подарке,
  • неуважительное отношение со стороны других, проявляющееся в  дразнилках,
  • успех и превосходство других,
  • отсутствие похвалы и пр.

Работа с обидами – это естественная часть работы психологов, которые заявляют, что игнорировать серьезность переживаемых и неразрешенных обид – достаточно опасно, поскольку во взрослой жизни человек обязательно ощутит влияние прошлых обид в виде трудно преодолеваемого страха или постоянной тревоги, или  замкнутости, неуверенности в себе и пр.

Что могут родители предпринимать в ситуации, когда ребенок постоянно обижается? Некоторые рекомендации:

Во-первых, с ребенком нужно обсуждать разные способы, которые позволяют обойтись без обиды, например:

    • говорить о ней с ребенком: «Ты обиду не держи, расскажи, и она уйдет от тебя»;
    • объяснить ребенку, что когда обида является реакцией на унижение или оскорбление другим человеком – может быть в такой ситуации подумать о том, нужно ли продолжать отношения с этим человеком;
    • помочь ребенку выразить свой гнев по отношению к обидчику с помощью таких фраз: «мне не нравится, что ты…», «я бы хотел, чтобы …», «мне трудно, когда ты …». А если ситуация уже произошла – можно нарисовать обидчика и рассказать ему о своих чувствах;
    • дать информацию ребенку о том, что в ситуации, когда его что-либо не устраивает или не удовлетворяет, люди могут реагировать разными способами, например, как «жертва», т.е. обижаться, прятаться, жаловаться, копить обиды или как «смелый человек», который попробует поговорить о том, что ему важно и попытается договориться.
    • поговорить с ребенком о том, что «некрасивые» поступки других людей вовсе не требуют того, чтобы они страдали и обижались, это лишь повод посмотреть на окружающих людей по-другому, с иной точки зрения и впоследствии быть просто осторожнее.