Развивающие игры как средство подготовки детей к обучению в школе

Дошкольный возраст представляет собой начало всестороннего развития и формирования личности, это стартовая площадка для последующих достижений. Игра является одним из лучших средств для удовлетворения всех потребностей дошкольника, для его становления и развития ин¬тересов, для реализации же¬ланий, стремлений и замыслов.

Ведущие зарубежные и отечественные ученые рассматривают игру как одно из наиболее эффектив¬ных и результативных средств организации жизни и совмест¬ной деятельности детей. Многие ученые и практики убеждены, что игра для ребенка является основной и важной деятельностью, они считают, что ребенок должен играть, даже тогда, когда он делает самое серьезное дело.

Роль игры, прежде всего, заключается в том, что она отражает потреб¬ность детей в активной деятельности как возможности познания окружающей действительности. С помощью игры дети интенсивно обогащают свой жизненный и чувственный опыт, а также вступают в оп-ределенные отношения с окружающими их взрослыми и сверстниками. В.А. Сухомлинский считал, что игра напоминает огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток самых разных представлений и понятий об окружающем мире.

Согласно исследованиям швейцарского психолога Ж. Пиаже игра представляет собой мостик между существующим в данный конкретный момент жизненным опытом ребенка и его понятийным мышлением. В связи с этим, по его мнению, важной функцией игры является ее символический характер, а потому роль игры наиболее существенна в развитии мышления.

Существует много различных видов игр, каждое направление решает свои конкретные задачи, имеет присущие только данному виду особенности. Развивающие игры являются играми нового типа и при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: основная их цель – развитие ребенка, то есть целенаправленное его изменение к лучшему.

Для развивающих игр характерны следующие особенности:

  1. каждая игра представляет собой определенный набор задач, которые даются ребенку в разных формах и знакомят его с различными способами передачи информации;
  2. задачи расположены в порядке возрастания, от более простых к сложным, и имеют очень широкий диапазон трудностей, которые ребенок должен преодолевать;
  3. постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и развиваться, прежде всего, развивать свои творческие способности.

За последние десятилетия развивающие игры приобрели небывалую популярность, хотя в том или ином виде они существовали всегда. Всплеск интереса к развитию дошкольников по определенным системам средствами игры, был отмечен с приходом в педагогику замечательных специалистов в области детской психологии, которыми разработаны целостные комплексы развивающих игр, таких как: разнообразные пазлы, «Рамки и вкладыши Монтессори», пособия по методике Зайцева и пр.

В настоящее время широко известны игры В. Воскобовича, которые появились в начале 90-х – это «Игровой квадрат», «Цветовые часы», «Прозрачная цифра», серия «Чудо-головоломки» и многие др.

Мы предлагаем родителям некоторые развивающие игры, которые они могут использовать в общении со своими детьми.


Игра на воображение «Придумай небылицу»

Цель игры: учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей.

Вступлением к игре служит такое пояснение взрослого: «Писатели, поэты создали много интересных смешных стихов, сказок, рассказов. Мы с тобой немало их прочитали. А ведь мы можем и сами попробовать придумать смешной рассказ. Вот послушай, какой рассказ-небылицу придумала я...».

Примерный рассказ: «Жила в лесу девочка. Была у нее волшебная палочка. Прискакал к ней зайчик без усиков с короткими ушками. Она хотела до него дотронуться, а зайца как не бывало. Посмотрела она туда, сюда – нет зайца. Подняла она глаза вверх, а заяц сидит на верхушке сосны и смеется».


Игра на развитие мышления «Да – нет»

Цель игры: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Взрослый объясняет название: «Почему эта игра так называется? Потому что ты или я можем отвечать на вопросы только словами «да» или «нет». Мы по очереди будем водящими, один выйдет за дверь, а другой загадает какой-нибудь предмет в нашей комнате. Первый придет и будет у спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Второй ему будет отвечать только двумя словами.

Например, «Этот предмет на полу?» – «Нет». «На стене?» – «Нет». «На потолке?» – «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» – «Да». «Лампочка?» – «Да».


Игра на развитие речи «Страна, город, животное, растение, имя»

Цель игры: назвать слова, определяющие страну, город, животное, растение, имя и начинающиеся на одну и ту же букву.

Например: Россия – Ростов – рысь – рис – Роман.


Игра на развитие памяти «Рисуем стихи»

Цель игры: развить слуховую память.

Взрослый обьясняет задание: «Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нем говорится».

Например:

Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра – вторая,
В желтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка –
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.


Игра на развитие внимания «Хитрые числа»

Для игры потребуется 20 карточек, на которых нужно написать числа от 1 до 20. Карточки перемешиваются, половина выдается ребенку, который раскладывает их перед собой в произвольном порядке. Взрослый выкладывает перед ребенком одну из своих карточек. Увидев на ней число, ребенок должен выбрать из своих карточек карточку с ближайшим числом в порядке возрастания или в порядке убывания (об этом надо договориться заранее) и положить сверху. Если у него есть и следующее по порядку число, то он положит еще одну карточку и т. д. Затем взрослый выкладывает вторую карточку. Ребенок выполняет то же задание. Игра продолжается, пока у кого-нибудь из участников не закончатся карточки.