Если звезды зажигают

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Верхотурова Наталья Васильевна

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит  это кому-нибудь нужно?»

(В.В. Маяковский)

Нам нравятся люди, умеющие поднимать настроение. Хорошо, когда они рядом, дарят радость, заряжают позитивом. Но плохо, если, развлекая других, не решают свои проблемы.

В группу дистанционной психологической поддержки обратилась бабушка тринадцатилетнего Миши. Мальчик рос непоседливым и потешным, всегда вызывал смех у взрослых, радуя других, радовался сам. Теперь успешно развлекает одноклассников. Любая шутка дается ему непринужденно. Ребята воспринимают его юмор с восторгом. Но бабушку и дедушку это больше не радует, потому что внук учится на «тройки». Дедушка называет Мишу балаболом и шутом гороховым. Бабушка считает, что внуку пора взяться за ум и подумать о будущей профессии. Можно ли убедить ребенка изменить свой стиль поведения? Как помочь ему стать успешным? Ответ на эти вопросы искала с нашей помощью бабушка.

А мне захотелось узнать какой смысл она вкладывает в понятие «успешный»? Такой же, как все? Преследующий только свою личную выгоду? Ребенок чист душой, открыт миру и людям, любознателен, жизнерадостен. Ни о каких плохих поступках речи не идет. Так в чем же проблема? Кто из взрослых может похвастать знаниями по школьным предметам, которые ему не пригодились в жизни, но усилия по их освоению ради оценок неприятно вспоминать по сей день? А ведь вместо такого мартышкиного труда можно было заниматься чем-то более полезным для интеллектуального и общего развития и обретать гармонию и внутри себя, и во взаимодействии с окружающим пространством.  

Нет, не в Мише здесь проблема, а в зашоренности взрослых. Кто-то скажет, что хорошая успеваемость дисциплинирует, стимулирует, способствует повышению ответственности... Возможно. Но только как же страшно, когда связывают крылья и прекращается полет души. Не о том сейчас беспокоятся взрослые. Самое главное для ребенка, чтобы не было диссонанса между манерой поведения и его внутренним душевным состоянием. А что касается его будущего, то именно сейчас он его создает. Просто взрослые этого пока не понимают. И стиль поведения надо менять не ребенку, а бабушке с дедушкой.

Есть закономерность: пока родители видят ребенка таким, каким он является сегодня, он сам себя не увидит по-другому. Самым родным и близким людям необходимо вести себя так, будто Миша уже изменился и уверенно шагает навстречу своей мечте. Для этого нужно исключить обращения с негативным эмоциональным оттенком: «балабол», «шут гороховый», - а к шуткам отнестись как к творческим находкам. Ребенок не может личностно расти под гнетом критики, он нуждается в понимании и поддержке.

Бабушке стоит обратиться к Мише с конструктивным предложением, например:«У тебя прекрасное чувство юмора. Мне нравятся твои шутки. Но когда ты шутишь на уроке, ты отвлекаешь одноклассников и мешаешь учителю. Ты слишком торопишься произнести вслух забавные мысли. Лучше запиши, чтобы не забыть. На перемене озвучишь. А если проиграешь в ролях, будет еще интереснее, ребята обхохочутся».

Ребенку важно знать, что близкие гордятся его способностями. Хорошо, если они помогут найти театральную студию или подростковый клуб, в котором он сможет раскрыть свой талант. Конечно, чтобы стать успешным артистом, Мише придется потрудиться под руководством опытного режиссера. На все нужно время…

Возможно, искусство перевоплощения увлечет Мишу настолько, что он захочет связать свою будущую профессию с театром. И тогда режиссер сумеет убедить его в необходимости подтянуть успеваемость. Может быть, Миша не захочет быть артистом, а выберет другую специальность.  Не в этом суть, а в том, что творческие занятия создадут ему условия для самораскрытия и самопознания, а умение шутить станет для него лекарством от эмоционального выгорания. 

Мне бы хотелось напомнить взрослым, что характер вещь не случайная и не в магазине по вкусу выбирается. Характер не надо ломать, а надо изучать и находить соответствующие ему виды деятельности.

Все родители желают детям счастья. Но счастливыми чувствуют себя те дети, для которых старшие становятся друзьями и помощниками на жизненном пути. А путь каждый должен пройти только свой, а не продиктованный кем-то.