Травля в школе. Информация для родителей

(по материалам «Методические рекомендации  по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах». Екатеринбург, 2014 г.)

Травля или буллинг  – довольно распространенное явление в наши дни. Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

По мнению большинства исследователей, буллинг включает четыре главных компонента:

1. агрессивное и негативное поведение со стороны одного или нескольких лиц по отношению к жертве,

2. систематичность такого поведения,

3. существенный перевес в соотношении сил,

4. умышленность.

Две основные формы буллинга:

1. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др.;

2. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. К этой форме можно отнести:

  • вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
  • обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении);
  • запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для

того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);

  • изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом);
  • вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
  • повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
  • кибербуллинг – унижение с помощью мобильных телефонов, Интернета, иных электронных устройств (пересылка обидных, угрожающих изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).

По каким признакам можно заподозрить буллинг?



Физическое состояние и поведение ребенка:

• У ребенка есть следы (синяки, порезы, царапины) или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (т.е. не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).

• Часто бывает в порванной одежде, с порванными учебниками или тетрадями.

• Избегает говорить вслух (отвечать) и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.

• Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.

• По утрам плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство ЖКТ, резкое повышение температуры.

• Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.

• Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.

• Требует или крадет деньги, чтобы выполнить требования «агрессоров».

Отношения со сверстниками:

• Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему,

требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.

• Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.

• Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.

• Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).

• Ребенок часто проводит время в одиночестве  и исключен из компании сверстников. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в группе.

• В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.

• Ребенок не спрашивает тему урока, домашнее задание у сверстников, если он не успел записать.

• Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти).

Школа или любое другое детское учреждение:

• Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.

• Ребенок старается держаться рядом со взрослым.

• У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.

• Боится или не хочет идти в школу.

• Убегает из учреждения.

• Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.

• Никогда не приводит одноклассников или других сверстников к себе домой, очень редко проводит время в гостях у одноклассников.

• Нет ни одного друга в учреждении, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.).

Что делать, если Ваш ребенок подвергается травле в школе?

Прежде всего, обратиться к классному руководителю. Но надо быть готовым к тому, что ваши взгляды на ситуацию могут не совпадать. Чаще всего учителям известно, что в классе происходит травля кого-либо из учеников, но они либо стараются не замечать этого, либо ситуация их устраивает. Важно понимать,  если в классе есть авторитетный учитель, который не приемлет насилия, буллинга не будет (по крайней мере, до наступления подросткового возраста).

Если  Вы уверены, что Ваш ребенок подвергается систематическим издевательствам в школе, а классный руководитель не хочет принимать мер, необходимо составить заявление  на имя  директора школы с требованием разобраться и предоставить ответ в письменном виде, а если реакции не будет, обратиться в департамент образования.  В школе должен быть выработан план по решению ситуации и  предотвращению таких случаев в дальнейшем, направленный не на наказание и изобличение обидчиков (которое может усугубить ситуацию), а на то, чтобы дети понимали, что такое травля и какие разрушительные последствия могут быть для всех кто в ней участвует или просто наблюдает.

Важно так же позаботиться о психологическом здоровье ребенка, который подвергался издевательствам. Для этого необходимо обратиться с ним к психологу, например, в центр социальной помощи семье и детям по вашему району. Если Вам важно сохранить анонимность, Вы можете получить консультацию психолога по телефону, позвонив по одному из бесплатных номеров:

8 800 2000 122 – всероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей;

8 800 100 21 15 – горячая линия экстренной психологической помощи.