Чтение как творчество

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Вертянкина Ольга Викторовна

 

«Чтение – пассивное творчество»

(Виктория Токарева)

 

Когда мы были детьми, чтение было для нас одним из самых распространенных видов досуга: приятным и полезным. Мы ходили в библиотеку, чтобы взять почитать что-то интересное, делились впечатлениями с друзьями, дарили им книги и получали книги в подарок.

Современные дети предпочитают книгам мультфильмы, телепередачи и компьютерные игры. Многие родители признаются, что вынуждены их заставлять читать. Но дети находят всевозможные уловки, чтобы избежать «утомительного» занятия.

Когда мы были детьми, чтение было для нас одним из самых распространенных видов досуга: приятным и полезным. Мы ходили в библиотеку, чтобы взять почитать что-то интересное, делились впечатлениями с друзьями, дарили им книги и получали книги в подарок.

Современные дети предпочитают книгам мультфильмы, телепередачи и компьютерные игры. Многие родители признаются, что вынуждены их заставлять читать. Но дети находят всевозможные уловки, чтобы избежать «утомительного» занятия.

В группу дистанционной психологической поддержки обратилась бабушка-опекун восьмилетней девочки. Ее внучка Майя читает плохо и готова делать любую работу по дому, только бы не читать. Очень любит мультики и может часами сидеть у экрана.

Бабушка называет внучку Майкой-нечитайкой, рассказывает ей о том, как она в школьные годы читала книги взахлеб, уговаривает прочесть хоть несколько страниц, пугает тем, что девочка во втором классе станет двоечницей. Но ничего не помогает. Как заставить ребенка читать? С этим вопросом бабушка обратилась к участникам группы.

На мой взгляд, вопрос сформулирован некорректно. А ведь от формулировки цели во многом зависит результат. Я бы задала вопрос по-другому. Как заинтересовать ребенка книгами?

Обычно интерес к книгам формируется в дошкольном возрасте, когда родители читают сказки и покупают книги с яркими иллюстрациями. Но даже не это главное. Чтобы приохотить ребенка к чтению нужна читающая семья и читающая среда. Книга должна ассоциироваться с любовью и заботой, удовольствием и принятием, престижем и социальным статусом. Интересно, часто ли Майя видит свою бабулю с книгой в руках?

Обычно взрослые не готовы посмотреть на себя со стороны и вместо того, чтобы стать для детей примером, торопятся их упрекать. Вот и наша героиня мало того, что стыдит внучку, так еще и нечитайкой называет. «Майка-нечитайка» звучит складно, но создает негативную установку.

Кроме того, наверняка с раннего детства Майе разрешали часами смотреть мультики. Яркая движущаяся картинка и насыщенное звуковое сопровождение позволяли малышке легко получить удовольствие от просмотра. А теперь бабуля заставляет Майю трудиться: собирать буквы в слоги, слоги – в слова, вникать в смысл прочитанного. При этом хвалит редко, упрекает часто и, сама того не понимая, вместо интереса к книгам формирует отвращение.

Чтобы ребенок читал с удовольствием, необходимо создать позитивный эмоциональный фон. Никакой жесткой критики, только подбадривание, можно подшучивание, но необидное. Если Майя осилит пару страниц – похвала. Если поделится впечатлениями – благодарность.

Обязательно нужно читать вместе: по ролям или просто по очереди, обсуждать прочитанное, делать иллюстрации к самым интересным моментам, можно разыгрывать диалоги героев, что-то добавляя в них от себя.

Сейчас каникулы, времени свободного много, детям не надо учить уроки, а родителям проверять домашние задания. Почему бы ежедневно не уделять совместному творчеству хотя бы один час времени?

Много лет назад, работая вожатой в лагере, я, благодаря интересным книгам, собирала вокруг себя десяток детей. Когда «уставала» читать, а это всегда случалось на самом интересном месте, просила принять эстафету того, кто сидел рядом, потом – другого ребенка. Книга переходила из рук в руки. Читая, мы не замечали, как пролетало время. Ребята, заинтригованные сюжетом, не хотели расходиться… Такой прием может взять на заметку любой родитель.

Есть еще одна маленькая хитрость для детей, склонных нарушать правила. Рецепт простой: нужно запретить ребенку самостоятельно брать с полки и открывать те книги, которые ему, с точки зрения взрослых, необходимо прочитать, и обязательно подчеркнуть, что они только для взрослых. Запретный плод всегда сладок.

Со временем можно иногда организовывать походы в книжный магазин, чтобы пополнить домашнюю библиотеку. Хорошо, если получится превратить поход в настоящую охоту за интересными книгами. Цель охоты – научить ребенка находить интересные и полезные книги среди великого множества самых разных книг. Если удалось выбрать что-то особенное, стоит устроить дома маленький праздник, чтобы отметить удачную покупку.

А еще можно вместе с ребенком создавать «золотую полку» – полку из любимых книг, на которой будут стоять те книги, которые хочется читать и перечитывать: большие и маленькие, для дошколят и подростков. Когда придут гости, им можно показать любимую полку и предложить что-то взять домой. Иногда брать с нее что-то самим, чтобы освежить в памяти самые увлекательные моменты произведения. Сам процесс создания «золотой полки» побуждает перечитывать старые книги и искать новые.

Формирование домашней библиотеки, как и чтение, – процесс творческий. И в этом творчестве всегда есть две стороны: взрослые и дети. Задача взрослых – не упрекать детей за нежелание читать, а создавать условия для появления и развития познавательных интересов, побуждать их искать по-настоящему увлекательные книги, вместе делать маленькие открытия и расти личностно.