Путешествие в сказку

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Смолькова Любовь Павловна

 

«Книги помогают душам путешествовать, сидя на месте»
(Бернард Вербер)

 

Воспитать ребенка-книголюба – непростая задача для современных родителей. Если родители любят читать, это еще не означает, что дети будут брать с них пример.

В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун трехлетней Даши. Внучка не любит, когда ей читают: слушает минут пять, а потом убегает, строит из книг домики для кукол, а содержанием не интересуется. Семья читающая. Но пока никому не удалось привить Даше интерес к книгам. Правда, она с удовольствием слушает сказки на ночь и быстро засыпает.

Можно ли сделать чтение одним из ее любимых занятий? Пытаясь ответить на этот вопрос, участники группы делали акцент на том, что упорное стремление приучить малышку к книгам похоже на навязывание скучного занятия. А навязывание – это эмоциональное давление, которое может не только вызвать, но и закрепить нежелательный результат, особенно если девочка хочет побегать, попрыгать, поиграть, а ее заставляют сидеть.

У нас с внуком никогда не было таких проблем. В возрасте Даши, он уже знал много сказок и среди них были любимые. Мы никогда не заставляли его слушать, но всегда умели создать загадочную атмосферу, которая сопровождала совместное чтение. Выключали телевизор, чтобы нас не отвлекал, располагались на диване и неторопливо погружались в атмосферу сказки…Книг у внука было много, и все с яркими иллюстрациями. Когда он приходил в гости, сам брал с полочки ту, которую хотел и просил: «Почитай».

Почему же Даша не хочет, чтобы ей читали? Чтобы найти ответ на этот вопрос, надо посмотреть на ситуацию глазами трехлетнего ребенка. Возможно, бабушка выбирает книги сложные для восприятия. Если малышка до них немного не доросла, то все, что она слышит, звучит будто на иностранном языке. Девочка устает от большого количества непонятных слов. Ей становится скучно, и она торопится вернуться к интересной игре. Когда бабушка читает на ночь, эти же книги действуют убаюкивающе, поэтому малышка охотно соглашается «принять снотворное».

Чтобы заинтересовать Дашу чтением, я бы на месте бабушки не читала, а рассказывала необыкновенные истории, лишь изредка подглядывая в книгу. Малышка должна знать, откуда берутся занимательные рассказы и волшебные сказки. Я сказала бы ей «по секрету», что каждая сказка живет в «домике», то есть в книге. Я заглядываю в «домик», чтобы пригласить сказку выйти погулять. Конечно, я многое знаю наизусть, но иногда мне хочется побывать в гостях у сказки: полистать странички, пробежаться по строчкам, разглядеть иллюстрации.

Я объяснила бы внучке, что с книгами надо обращаться аккуратно. Если их использовать как строительный материал для замысловатых конструкций, они могут испортиться, и сказкам будет обидно, что их «домик» пострадал.

Старые книги с потрепанными страницами – это больные книги, их надо подлечить. Вместе с Дашей я бы подклеила странички и напомнила бы правило: у каждой книги есть свое место на полочке. Я бы попросила внучку поставить книжку туда, откуда мы ее взяли. Бережное отношение к книгам, на мой взгляд, должно способствовать формированию уважения к ним и интереса.

Долго читать не стоит. В наших «волшебных» делах важно не количество, а качество. Прочитав страничку-другую, надо сделать паузу и рассмотреть иллюстрации, дать свои пояснения и задать вопросы, например: «Это кот в сапогах. Смотри, какие у него красивые сапоги! А это кто? С кем здесь кот разговаривает?».

Главное для «сказочника» – посмотреть на литературных героев глазами ребенка и увидеть в них что-то новое, искренне удивиться или восхититься. Эмоции взрослых всегда передаются детям и способствуют формированию позитивного отношения к чтению.

Не надо ставить цель – чему-то ребенка научить. Читайте с удовольствием, обсуждайте прочитанное, фантазируйте. Отнеситесь к чтению сказок как к маленькому путешествию в увлекательный и загадочный мир. И ребенок обязательно полюбит книги.