Сказка – ложь, да в ней намек

Смолькова Любовь Павловна

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

«Намек – это просьба деликатного,

 обращенная к умному»

(Виктор Кротов)

         Создавая семью, каждый человек мечтает жить в мире и согласии, но это получается не у всех. Взрослые в таких случаях могут развестись. А что могут сделать дети, если их жизнь состоит из бесконечных разногласий? С этим вопросом в группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун, воспитывающая двойняшек Олю и Толю.

         Каждый вечер она возвращается с работы усталая, с тяжелыми сумками. Ей бы отдохнуть немного. Но навстречу выскакивают Оля с Толей и начинают наперебой жаловаться: «А что она… Скажи ему… Она первая начала. Почему он меня обзывает? Я не виноват… Он врет, все не так было!». Внуки давно не малыши, а третьеклассники. Они хорошо учатся в школе, помогают по дому, но почему-то не могут найти общий язык, ссорятся по самому незначительному поводу. Ни призывы жить дружно, ни запреты на ссоры, ни наказания не помогают. Как быть?

         Мнения участников группы свелись к одному – детей надо учить договариваться. Какими бы умными они ни были, без помощи бабушки не обойдутся. Кроме того, каждый ребенок нуждается во внимании, а жалобы – надежный способ получить внимание взрослых.

         Я вспомнила то время, когда внук был маленьким. В его жизни тоже случались недоразумения, но нас выручали книги. Он очень любил сказки и басни. Каждое литературное произведение было маленьким уроком, позволяющим посмотреть на свою жизнь со стороны, увидеть в своих проблемах возможность что-то исправить, в чем-то измениться самому.  

         Я никогда не давала прямых советов, предпочитала делать подсказки: задавала встречные вопросы, предлагала обратиться к одной из любимых сказок и немного порассуждать. Ведь в жизни часто происходят события аналогичные тем, что описаны в книгах.

         Сегодня любой родитель может найти в Интернете много поучительных историй для детей и взрослых. Вот, например, одна из них – притча Николая Бутенко о жуке и божьей коровке.

«Нету ссоры, где нет сора…
Из-за сора вышел спор:
Жук оставил у забора
На меже коровки – сор. 
Говорит жуку коровка:
– Ну, и жук ты! Ну, и жук!
Он в ответ:
– Сама плутовка,
Я ещё не то скажу… 
И она сказать смогла бы
Ненавистному ему,
Если б не было там жабы,
Съевшей их по одному… 
Нету ссоры, где нет сора,
Из-за сора вышел спор.
Нет коровки у забора,
Нет жука – один лишь сор!»

         Если дети ссорятся подобно героям притчи, можно прочитать ее вместе с ними и задать несколько вопросов. Из-за чего поссорились жук и божья коровка? Причина была серьезной или пустяковой? Почему жаба их съела? Кто может оказаться в роли жабы, когда ссорятся два близких человека?

         Важно, чтобы, обсуждая притчу, дети поняли главное – конфликтуя, мы часто не замечаем ничего вокруг и, упрямо настаивая на своем, рискуем стать жертвами третьих лиц. Хорошо, когда рядом надежные друзья. Но ведь могут быть и недоброжелатели.

         Есть еще одна поучительная история о ссорах, которую можно обсудить с детьми младшего школьного возраста.

         «В соседних домах жили две разные семьи. В одной из них супруги все время ссорились, а в другой всегда было взаимопонимание. Однажды, позавидовав миру в соседской семье, жена попросила мужа сходить и узнать, что делают соседи для того, чтобы у них всегда все было хорошо.

         Мужчина пошел, притаился и стал наблюдать. Видит, женщина моет полы. Вдруг что-то ее отвлекло, и она ушла на кухню. В это время ее муж, вошел в комнату, не заметил ведро с водой и опрокинул его. На шум выбежала жена и стала извиняться: «Прости, это я виновата». А тот в ответ: «Это ты прости, виноват я».

         Задумался мужчина и побрел домой. Дома он сказал жене: «Я понял! У нас все правы, а у них все виноваты».

         Обсуждая притчу с детьми, нужно попросить их ответить на вопрос: чем отличались супруги, которые жили в мире и согласии от тех, которые часто ссорились? Они умели признавать свои ошибки. Это то, к чему нужно стремиться в любой конфликтной ситуации. И совсем необязательно извиняться так, как это делали герои притчи.  Каждому спорщику достаточно согласиться с тем, что он сделал что-то не так, и спор не перерастет в ссору.

         Конфликтов не избежать. Они будут сопровождать детей в течение всей жизни. Но можно научить их действовать конструктивно. Чтобы свести к минимуму неприятные последствия, нужно ввести правила ведения спора. Например: можно повышать голос, но нельзя обзывать друг друга; можно спрашивать, почему и зачем совершено то или иное действие, но нельзя обвинять в содеянном. Когда дети принимают правила игры, они следят за тем, чтобы их никто не нарушал. Так и в спорах: если есть правила, дети постараются их придерживаться.

         Задача родителей – не наказывать поссорившихся, а помогать разбираться в причинах конфликта, находить оптимальные способы выхода из проблемной ситуации и делать выводы на будущее. Подобрав несколько сказок, басен и притч, в которых герои не способны сразу договориться, взрослые могут ненавязчиво преподносить уроки доброжелательного отношения к тем, с чьим мнением трудно согласиться. Только неследует делать выводы за детей, пусть они потратят время на осмысление прочитанного и сопоставят со случившимся.

          «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», – говорил великий русский поэт. Иногда достаточно намека, чтобы дети поняли, как им следует поступить и сами сделали шаги навстречу друг другу.