Возможности центров «Семья» в формировании профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями

Богаткина Г.А.
социальный педагог Октябрьского отделения
ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Самарского округа»

Возможности центров «Семья» в формировании профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Эта социальная категория  граждан оказывается наиболее уязвимой в процессе реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, между тем как в России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Несмотря на приоритетность и актуальность социальной поддержки детей-инвалидов, сложившаяся в стране ситуация в этой сфере остается проблемной.
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной и региональной политики Самарской области является трудоустройство подростков – инвалидов.  В  ситуации серьезных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, эта проблема   становится особенно актуальной.
В последнее время наметилась тенденция,  направленная на формирование профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты центров «Семья» изучают проблемные ситуации в семье, определяют причину их возникновения, оказывают помощь в их устранении, опираясь на собственные ресурсы семьи, способствуют профессиональной ориентации подростка-инвалида.
Работа специалистов центров «Семья» по формированию профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья строится по двум направлениям:

      • работа с родителями;
      • работа с детьми.

Работа с родителями начинается  с определения основных проблем в семье и проведения анкетирования. Основная  проблема связана с вопросами самоопределения.
Текст анкеты  для родителей представляет собой следующее:

  • Ф.И.О. ребенка.
  • Дата рождения ребенка.
  • Ф.И.О. представителя ребенка, степень родства.
  • Контактный телефон.
  • Район проживания, адрес.
  • Место обучения.
  • Состав семьи.
  • Есть ли в Вашей семье еще инвалиды? Если есть, укажите членов семьи и заболевание.
  • Имеются ли ограничения в трудоспособности у Вашего ребенка? Если имеются,  укажите  какие.
  •  Укажите степень ограничения трудоспособности  ребенка.
  •  Имеются ли ограничения в способности к самостоятельному передвижению у Вашего ребенка? Если есть ограничения, укажите какие.
  •  Нуждается ли Ваш ребенок в постоянном присмотре?
  •  Кто осуществляет основной уход за ребенком- инвалидом?
  •  По какой программе обучается Ваш ребенок?
  •  Каким образом Ваш ребенок добирается до места обучения? Нуждается ли он в посторонней помощи? Если да, то кто оказывает помощь?
  •  Как часто Ваш ребенок посещает школу? (Посещает занятия по программам дополнительного образования – секции, кружки?)
  • К каким учебным предметам  проявляет интерес Ваш ребенок?
  •  Какие предметы вызывают затруднения у Вашего ребенка?
  •  Какие причины, по Вашему мнению,  вызывают эти затруднения?
  •  Какая внеурочная деятельность больше всего увлекает Вашего ребенка?
  •  Как Вы относитесь к возможности трудоустройства  ребенка на  временное рабочее место?
  •  Была ли у Вас беседа с Вашим ребенком на тему его будущей профессии?
  •  Участвовал ли Ваш ребенок в занятиях по профориентации? Если да, какие рекомендации получил?
  •  Какой на Ваш взгляд, наиболее удобный период трудоустройства?
  •  Требуются специальные условия труда для Вашего ребенка?
  •  Ваши пожелания к временному рабочему месту ребенка.
  •  Выбрал ли Ваш ребенок  учебное заведение для продолжения образования?
  •  В каком учебном заведении, по Вашему мнению, следует продолжить образование Вашему ребенку?
  •  Как Вы думаете, Ваше мнение совпадает с желанием Вашего ребенка или нет?
  • Если выбор дальнейшего места учебы вашего ребенка не совпадает с Вашим намерением, как Вы к этому относитесь?
  • Укажите, какие способности проявились у Вашего ребенка?
  • В какой области деятельности Вы советуете ребенку заниматься в дальнейшем?
  • Что, по Вашему мнению,  должно определить выбор профессии?

Социальные педагоги центров «Семья» привлекают родителей к активному сотрудничеству. Обязательное участие в данном процессе родителей укрепляет связь ребенка с семьей, определяет значимость ребенка для родителей и родителей для ребенка.
Работа с детьми начинается с выявления подростков-инвалидов с 14 лет не только состоящих на сопровождении в центрах «Семья», но и в образовательных учреждениях района. Предлагаем анкету по профориентации для подростков с ограниченными возможностями.
Текст данной анкеты для подростков с ограниченными возможностями здоровья представляет собой следующее:
1.Ф.И.О. подростка.
2. Возраст.
3. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом?
4. Занимаешься ли ты в кружках, секциях, спортивной, художественной или музыкальной школах?
5. Думаешь ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности? 
6. Достаточно ли ты хорошо знаком с миром профессий?
7. Готов ли ты сделать свой профессиональный выбор?
8. Из каких источников, от кого ты получаешь информацию о будущей профессии?
9. Какая профессия тебя интересует?
10. Что тебя в ней привлекает?
11. Знаешь ли ты, какое учебное заведения готовит специалистов той профессии, которая тебя интересует?
12. Обсуждал ли ты выбранную профессию с родителями? Если да, совпал ли твой выбор с мнением родителей?
13. Планируешь ли ты в дальнейшем получить образование по данной профессии? Если да, в каком учебном заведении?
14. Посещал ли ты занятия по профориентации? Если да, какие рекомендации тебе были даны?
15. Имеешь ли ты какой-либо опыт работы? Если да, то какой?
16. Тебе хотелось бы попробовать себя в трудовой деятельности уже сейчас? Если да, то в какой?
17. Какой период, на твой взгляд, является наиболее удачным для начала профессиональной деятельности?
18. Что, на твой взгляд, является необходимым для начала профессиональной деятельности?
19. Какие знания, на твой взгляд, необходимы для начала профессиональной деятельности?
По результатам анкетирования составляется индивидуальная профессиональная траектория подростка с ограниченными возможностями [1, c.1-8]. Анализ анкетирования подростков показал их слабую информированность в выборе образовательного учреждения для получения профессии, и как следствие их последующего трудоустройства.
В центрах «Семья» совместно с муниципальным казенным учреждением г.о. Самара «Молодежный центр «Самарский» [3,с.1] проводятся подготовительные курсы для детей с ограниченными возможностями здоровья – выпускников школ по профессиональной ориентации в рамках муниципальной  программы г.о. Самара «Самара – детям: мы разные – мы равные». Программа рассчитана на 14 занятий. Задача подготовительных курсов:

  • предоставить информацию о мире профессий и профессиональной ориентации [4, с.3-6];
  • ознакомить участников с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
  • способствовать личностному развитию подростков;
  • выявить природные задатки и трансформировать их в способности;
  • ознакомить с актуальностью профессий на рынке труда;
  • совместно с молодыми людьми выявить последствия ошибки в выборе профессии [4, с. 51-54];
    • способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.

По окончании занятий у каждого участника остается портфолио, содержащее в себе:

  • информацию о профессионально важных качествах и профессиональном типе личности;
  • сертификат участника подготовительных курсов;
  • заключение профконсультантов о профессиональном типе личности;
  • рекомендательное письмо;
  • информацию об учебных заведениях города [6, с.1-4].

Для повышения конкурентноспособности инвалидов и расширения возможностей их трудоустройства государственное казенное учреждение Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» организует традиционные ярмарки вакансий для граждан с ограниченными возможностями здоровья в выставочном центре «Экспо-Волга» [5, с.1-2].
Такой подход к проблеме формирования профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями позволяет наиболее полно оказывать социальную помощь семьям, имеющих подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Каков алгоритм взаимодействия работы с семьей (из опыта работы)?
Семья не полная. Мама воспитывает ребенка с 7-ми летнего возраста без отца, с мужем в разводе. В воспитании ребенка-инвалида ей помогает дедушка, сестра и племянница, проживающие вместе с ней и ребенком-инвалидом. Подросток, по состоянию здоровья, находится на индивидуальном обучении в общеобразовательной школе. В результате обследования семьи и индивидуальных консультаций выяснилось, что у подростка слабо развиты навыки самообслуживания, занижена самооценка. Мама излишне опекает сына, стремится устранить даже мельчайшие трудности в его повседневной жизни. Это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации в семье. Ошибка мамы в плане воспитания подростка вытекает из снижения требований, закрепления за ним положения «больного». Это может быть оправдано только в плане умственного развития ребенка и его обучаемости. В плане повседневных требований и действий, имеющих воспитательное значение этому оправдания нет. Специалисты центра активизировали внимание на то, что, ребенку, отстающему в развитии, в равной степени как и полноценному должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о ближних [2,c. 254].
После окончания 9 класса общеобразовательной школы в семье возникла также проблема дальнейшего обучения подростка. К решению  проблемы подключились специалисты центра «Семья». Мама посетила  тренинг «Родительской эффективности», проводимый психологом  центра «Семья». Подросток прошел подготовительные курсы для детей с ОВЗ – выпускников школ по профессиональной ориентации в рамках  муниципальной  программы г.о. Самара «Самара – детям: мы разные – мы равные» и был трудоустроен в центр «Семья» через МКУ г.о. Самара «Молодежный центр Самарский». В  центре «Семья» подросток выполнял разнообразную работу, определенную договором. С ним  параллельно велась беседа, направленная на его профессиональное самоопределение и выбор дальнейшей профессии. Социальный педагог центра ознакомил подростка и его маму с учебными заведениями, готовыми принять ребенка-инвалида для обучения и получения профессии. Совместно с социальным педагогом, мамой и самим подростком  выбрано  учебное заведение для дальнейшего обучения [6, с. 3].  После успешной сдачи ГИА (закончил 9 классов в 2015 г.) он поступил  в Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Самарский колледж транспорта и коммуникаций  и в настоящее время успешно обучается.
Таким образом, Центры «Семья» имеют возможность эффективно   организовать работу с подростками с ограниченными возможностями здоровья с целью получения знаний для формирования своего  профессионального самоопределения, включения их в полноценную жизнь, и в конечном счете просто изменить отношение к таким людям в обществе.
Список использованной литературы

  • Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия, 2-е изд. – СПб: Питер, 2008.
  • Индивидуальная профессиональная траектория подростка с ограниченными возможностями. // Департамент семьи, опеки и попечительства Администрации городского округа Самара.  ( Приложение к приказу № 97-р от 15 мая 2015)                    
  • Информационные материалы муниципального казенного учреждения г.о. Самара. – Самара, «Молодежный центр «Самарский», 2015.
  • Информационные материалы  государственного казенного учреждения Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара». Информация о рынке труда инвалидов г.о. Самара. – Самара, 2015.
  • Рабочая тетрадь для занятий подготовительных курсов по профориентации. – Самара, 2015.
  • Приложение к распоряжению министерства образования и науки Самарской области от 29.06.2015.