Семья как основа адаптации

Галимова Ф.Р.
педагог-психолог  Самарского-Ленинского отделения
ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Самарского округа»

Семья как основа адаптации

Проблема социально-психологической адаптации ребенка с ограниченными возможностями в высшей степени актуальна и многогранна для нас, как для специалистов центра «Семья», работающих с данной категорией.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья зачастую можно рассматривать  как критическую ситуацию, т.е. как ситуацию невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.) [1, с. 17]. В то же время именно семья является первичной основой адаптации самого ребенка.
Адапта́ция (лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Данный процесс присущ всякому живому организму, каждому человеку в той или иной степени [2, с. 48]
Приспособление ребенка носит, в первую очередь, индивидуальный характер. Конечно на скорость, качество адаптации влияют возможности его психически и физические данные. К ним относятся – возможность передвигаться, видеть, брать, говорить, тестировать реальность, способность к рефлексии  и т.д. Разный уровень развития высших психических функций, несомненно, влияет на осознанность жизни и адаптацию ребенка. Но, почему же дети с одними и теми же физическими и психическими данными все же по-разному приспособлены к жизни?
В работе с детьми и их родителями мы отметили, что отношение к болезни у каждой семьи совершенно иное, будто живут они в разных мирах.
Многие исследователи считают, что переживания и реакции родителей, связанные с появлением ребенка с ОВЗ имеют  стадиальный характер и называют их родительским стрессом. Обобщив данные многочисленных исследований, можно выделить  четыре стадии [3, с. 23]:  эмоциональной дезорганизации, отрицания, горевания, эмоциональной реорганизации.
Первая стадия – эмоциональная дезорганизация. Это та ситуация, когда родители только что узнали о диагнозе своего ребенка  и, зачастую, реакция у них – шок, растерянность, беспомощность и страх. Общество, врачи, учителя могут здесь объявляться виноватыми во всех бедах. В случае конфликтных отношений с прародителями либо разрушенных супружеских отношений «ответственной» за болезнь может объявляться «дурная наследственность» со стороны отвергаемого супруга. Родитель чужой виной обосновывает свою враждебность и испытывает от этого облегчение. Либо проявляется реакция «самообвинения».
Такие установки могут негативно повлиять на эффективность профессиональной помощи.
Так как на этом этапе семьям часто помогает общение с людьми, имеющими таких же детей [3, с. 24] –  необходимо организовывать для них взаимодействие с родителями детей со схожими диагнозами.
Следующая стадия – отрицания и негативизма. В зависимости от личности родителей и степени дефекта ребенка начальная реакция может длиться неделями, а то и месяцами. Данная фаза является для родителей самой трудной.  Отрицание направлено на сохранение надежды или стабильности. Крайней же фазой негативизма становится отказ родителей от обследования ребенка.
Либо у родителей наоборот может вырабатываться «шопинг-поведение» – стремление подавить чувство вины, перерастающее в гиперопеку ребенка. Родители, неудовлетворенные результатами обследования, переводят ребенка от одного специалиста к другому. Или же может начаться «поиск чудесного исцеления» – прямое обращение к Богу с просьбой об исцелении.
Порой даже планы родителей относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что никакие ограничения не принимаются и не признаются. Ребенка воспитывают в духе честолюбия, родители настаивают на высокой успешности его деятельности. У самого же ребенка, вероятнее всего, могут происходить срыв адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов, что ухудшает его состояния. У родителей наступают разочарование и отвержение ребенка вследствие нереализованности их родительских амбиций.
Или же родители могут проявлять чрезмерную защиту, протекцию, опеку.  Родителей переполняет чувство жалости и сочувствия, они защищают ребенка от всех опасностей. Мать проявляет чрезмерную любовь, родители стараются все сделать для ребенка и за него, поэтому он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне. У него формируются пассивность, несамостоятельность, психическая и социальная незрелость. Ребенок лишается возможности развивать сохранные психические процессы и компенсировать дефект, что затрудняет его дальнейшее обучение и общую адаптацию.  В нашей практике родители часто «застревают» на данной стадии.
Негативизм и отрицание, как правило, явление проходящее и по мере того, как родители начинают принимать диагноз они погружаются в стадию родительского стресса – горевания.
На данном этапе появляются амбивалентные чувства по отношению к ребенку, может сформироваться синдром «хронической печали», что является результатом постоянной зависимости  родителей от потребностей ребенка.  Но длительная эмоциональная холодность родителей, проявляющаяся на неосознанном уровне травмирует ребенка, снижая его самооценку, деформирует развитие эмоциональной сферы личности. И вот когда родители «отгоревали» свои надежды и мечты, наступает стадия эмоциональной реорганизации. Это принятие ребенка и его «особенности». Эта та самая ситуация, когда оба родителя принимают болезнь своего ребенка, объективно его воспринимают, адекватно оценивает и проявляет настоящую преданность ребенку. Родители не испытывают чувства вины или неприязни к ребенку. Главным девизом считается: «Необходимо достигнуть как можно большего там, где это возможно». В большинстве случаев вера в собственные силы и способности ребенка дает родителям душевную силу и поддержку. Такой тип поведения обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во внешней среде.
Таким образом, реакция родителей имеет прямое отношение к качеству адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Но,  говоря о родителях и  их отношении к болезни ребенка, мы не может упустить тот важный социальный фактор, который является мотивационно-потребностной сферой родителей.
В целом наше общество очень медленно избавляется от пренебрежительно-снисходительного отношения к инвалиду и его семье. На бытовом уровне популярно мало осознаваемое современниками отношение отчуждения к такой семье. Страх перед «передачей» недуга, живет в сознании обывателя.
      Подобное отношение общества к проблеме инвалидности оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с отклонениями в развитии [4, с. 36].
Но в данном случае роль посредника между обществом (соседями, родственниками) и ребенком играют опять-таки родители. От них зависит настрой ребенка и информационная работа с людьми, которым свойственно стереотипное мышление. Такая работа может, на наш взгляд, заключаться в формировании толерантности, эмпатии, но при этом сохранении  позиции «на равных» с ребенком.
И все же, при всех вышеперечисленных условиях, что можно сказать о скорости и качестве адаптации ребенка, если нет возможности свободного передвижения  из дома на улицу? В любом районе любого города есть дети, которые не выходят на улицу, не встречаются  с новыми людьми, ничего не могут сделать только потому, что живут на втором этаже (и выше) или их отделяют от «свободы» несколько непреодолимых ступенек.  Почему данный фактор так важен? Потому что он влияет на то, насколько беспомощно себя будет чувствовать сам ребенок и члены его семьи.  Постоянная изоляция от людей снижает мотивацию ребенка к деятельности. Но  осознание семьей роли потребности в свободном передвижении зачастую приводит к смене условий для ребенка.
Итак, гармоничная внутрисемейная атмосфера, учитывающая психофизические особенности и личностные потребности ребенка, оптимизирует его развитие, способствует адекватному определению и реализации путей социальной адаптации [4, с.4].
А наша задача, как специалистов, работающих с данными семьями – информирование о значимости семьи в адаптации ребенка, особенностях  и потребностях ребенка, индивидуальная работа с родителями, имеющими трудности в принятии «особенного» ребенка, помощь в осознании их отношения к ребенку и обществу в целом.
Список использованной литературы

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. –
  2. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь
  3. Пособие для педагогов и психологов» // Под ред.  Савиной Е.А. и Максименко О.В. «Психологическая помощь  родителям в воспитании детей с нарушениями развития
  4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.