Групповые развивающие занятия с детьми-инвалидами с использованием технических средств обучения как способ социализации в малых группах

Белоусова Н.В.
социальный педагог Советского отделения
ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Самарского округа »

Групповые развивающие занятия с детьми-инвалидами с использованием технических средств обучения как способ социализации в малых группах

Социализация детей с ограниченными возможностями является одной из самых актуальных задач, стоящих перед социальными педагогами, работающими с данной категорией семей. В центрах «Семья» создаются условия для социализации детей-инвалидов путем проведения различных тематических мероприятий, праздников, встреч, организации развивающих групп.
За последние годы наблюдается увеличение  числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:  так, например, в Советском районе г. Самары  в  базе данных детей-инвалидов  на 1 января в 2013 г.  было 448 человек, 2014 г.– 469, 2015 г. – 508.
Благодаря  муниципальной программе  г.о. Самара  «Самара – детям: мы разные – мы равные» на 2013-2017 годы у детей-инвалидов школьного возраста появилась возможность получать ноутбуки, что позволило расширить возможности более глубокого изучения школьных предметов, пополнить общие знания, расширить кругозор, увеличить количество друзей.
Однако во многих семьях, воспитывающих детей-инвалидов, возникли трудности в освоении полученной компьютерной техники.  В связи с этим, в Центр «Семья» от родителей стал поступать запрос на оказание помощи детям по формированию навыков работы на компьютере и создания компьютерного класса.
Актуальность такого обучения в малых группах бесспорна: навыки  работы на компьютере помогают детям-инвалидам развитию речи, познавательных процессов, умения слушать и слышать, последовательно выполнять инструкции, социализироваться в малых группах, общаться друг с другом, строить взаимоотношения в коллективе.
К тому же обучение компьютерной начальной грамотности детей-инвалидов может в дальнейшем повлиять на решение выбора профессии. Из опроса 50 подростков-инвалидов от 14 до 23 лет – 16 % подростков заявили желание получить профессию программиста, по специальности «компьютерные сети».
В 2014 году в рамках реализации муниципальной программы г.о. Самара    «Самара – детям: мы разные – мы равные» на 2013-2017 годы на базе Центра «Семья» Советского района открылся компьютерный  класс «Инфознайка» для детей с ограниченными возможностями.
Для занятий в компьютерном классе «Инфознайка» разработана программа по обучению детей-инвалидов и их родителей курсу начальной компьютерной грамотности, а так же в занятиях на развитие высших психических функций использовалась компьютерная программа «Мурзилка. Рисуем сказку».
В работе с детьми-инвалидами была поставлена следующая цель: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями посредством использования технических средств обучения, социализация в малых группах, обучение начальной компьютерной грамотности.
Специалистами решаются следующие задачи:

  • развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • расширять объем знаний об окружающем мире;
  • способствовать развитию речи;
  • развивать творческие способности;
  • формировать коммуникативные навыки и умение работать в группе;
  • развивать навыки работы на компьютере.

Программа, рассчитанная на 7 занятий (7 часов), была апробирована на трех группах, в которых приняло участие 26 человек (13 детей и 13 родителей).
Из 13 детей – 5 детей с сохраненным интеллектом и 8 детей с умственной отсталостью, 1 ребенок с двусторонней нейросенсорной глухотой, 1 ребенок с двусторонней нейросенсорной тугоухостью, 4 ребенка с нарушениями зрения, 3 ребенка с ДЦП, 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с аутизмом.
Для детей с разными заболеваниями, оказавшимися в одной группе, создавались условия взаимодействия друг с другом: представиться другим, рассказать о себе, создать слайды с фотографиями участников группы, узнав нужную информацию при взаимодействии с другими детьми, оказание помощи друг другу (фото 1).

Фото 1

Фото 1. Занятия с детьми-инвалидами совместно с родителями в компьютерном классе «Инфознайка»

Любые положительные успехи детей с ОВ подкреплялись поддержкой со стороны преподавателя и группы.
Так, например, Вероника (14 лет, диагноз – нарушение опорно-двигательного аппарата, деформация и нарушение моторики рук, легкая умственная отсталость) сама придумала в программе Paint вместо рисования кистью травки зигзагом, использовать геометрическую фигуру «линию» (фото 2, 3).
Фото 2
Фото 2. Вероника с мамой на занятии
Рафикова Вероника Домик
Фото 3. Рисунок Вероники в программе Paint «Домик»

Никита (11 лет, диагноз – синдром Дауна, умственная отсталость)  смог самостоятельно без помощи взрослого нарисовать машину (фото 4, 5).
Фото 4
Фото 4. Никита с мамой на занятии
машина сим онов никкита
Фото5. Рисунок Никиты в программе Paint «Машина»

Рустам (14 лет, диагноз – двусторонняя нейросенсорная глухота, ДЦП, врожденная оперированная катаракта, врожденный порок сердца) смог нарисовать рисунок в программе Paint, посвященный 70-летию Великой Отечественной Войне, который занял 7 место в городском конкурсе компьютерной графики в сети Интернет для детей с ограниченными возможностями «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» в номинации «рисунки» (фото 6,7).
Фото 6
Фото 6. Рустам с мамой на занятии
Дадашов Рустам День Победы
Фото 7. Рисунок Рустама в программе Paint «День Победы»

На компьютерных занятиях родители являются помощниками педагога. Так, например, мама Рустама стала сурдопереводчиком для своего сына, что помогало ребенку лучше понять и усвоить получаемый учебный материал на занятиях.
Даша (11 лет, диагноз – нарушение зрения, оперированная расщелина верхнего неба) научилась работать на принтере и вывела раскраски для всей группы ребят. А так же помогала другим ребятам разобраться в сложных для них заданиях в компьютерной программе «Мурзилка. Рисуем сказку» (Фото 8).

Фото 8
Фото 8. Даша на занятии

Даяна (11 лет, диагноз – фенилкетонурия), придумала новый способ оформления презентации «Мои друзья»: она вставила в слайды, как в комиксах, разговорную речь, в которой ребята на фотографии описывали качества автора презентации. Даяна приходила на занятия со своей одноклассницей Юлей (фото 9, 10).
Фото 9
Фото 9. Даяна на занятии


Фото 10. Слайд из презентации Даяны «Мои друзья»

Дима (10 лет, диагноз – умственная отсталость, аутизм) смог первым пройти все уровни в компьютерной программе «Мурзилка. Рисуем сказку», что удивило всех ребят группы (фото 11).

Фото 11
Фото 11. Дима на занятии
В личной беседе с мамой Димы, выяснилось, что ее ребенок с удовольствием ходил на занятия в Центр «Семья», и это желание позволило ей использовать его  в коррекции поведения ребенка.
Хочется отметить также, что присутствие ребенка с аутизмом в компьютерном классе требовало от преподавателя правильной реакции на эмоциональные всплески ребенка во время занятий. Так, например,  если что-то не получалось, Дима резко реагировал, пугая своими эмоциями остальных участников группы. Педагогу важно вовремя оказать помощь ребенку, использовать положительное стимулирование, сохранять спокойствие и всем видом показывать остальным участникам группы, что все, что происходит в классе, является нормальным для данного ребенка и не представляет угрозы для других детей.
В результате  компьютерных занятий участники группы получили навыки работы  в программах Paint, Microsoft  Office PowerPoint, Microsoft Word, развивающей программе для детей «Мурзилка. Рисуем сказку».
Дети и их родители приобрели навыки работы на клавиатуре, научились создавать рисунки, заданной тематики,  презентации, таблицы, вставлять в документ необходимый материал и фотографии, работать с текстом, создавать папки  и сохранять в них необходимые документы, смогли выполнить задания на развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
В течение занятий ребята  сдружились,  легко общались  и помогали друг другу во время занятий.
По окончанию курса начальной компьютерной грамотности в классе «Инфознайка» всем детям торжественно вручались сертификаты о прохождении курса начальной компьютерной грамотности, а так же их работы и алгоритмы к каждому занятию (фото 12).

Фото 12

Фото 12. Вручение сертификатов участникам компьютерного класса «Инфознайка»

На компьютерных занятиях с детьми-инвалидами применялся индивидуальный подход к каждому ребенку.
В процессе обучения выявлено, что дети-инвалиды:

  • требуют постоянного стимулирования своих действий, коррекции эмоционального состояния;
  • с тяжелыми физическими недостатками могут воспринимать материал, творчески подходить к выполнению заданий;
  • с сохраненным интеллектом могут работать, используя алгоритм занятия, с небольшой помощью педагога;
  • легкой умственной отсталостью лучше понимают изучаемый материал при наглядном показе каждого этапа работы.

По результатам проведенного анкетирования по окончанию курса начальной компьютерной грамотности всем детям и родителям понравились занятия, они отметили, что полученные знания будут полезны при изучении школьной программы.
Многие родители после занятий продолжают поддерживать друг с другом контакты и встречаться вместе с детьми на мероприятиях, проводимых в Центре «Семья».