Психолого-педагогическое сопровождение опекунских семей

ГКУ СО «Центр Семья Самарского округа» Куйбышевское отделение педагог-психолог Тараканова Е.В. педагог-психолог Кащаева Т.В.

«Психолого-педагогическое сопровождение опекунских семей»

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми».                                      Оскар Уайльд

Семья играет роль важнейшего и самого первого института социализации личности. Именно в семье ребенок может усвоить социальные роли, модели адекватного поведения, получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении достаточно длительного времени семья для ребенка является единственным местом получения такого опыта. В исследованиях А.А. Бодалева, Э.Г. Эйдемиллера, А.Г. Шмелева, В.В. Столина, А.С. Спиваковской,  В.Л. Леви, С.В. Ковалева, В.Н. Дружинина, В. Дубровиной, Н.Ю. Синягиной семья рассматривается в качестве «модели и формы базового жизненного тренинга личности». Семья становится развивающим пространством, системой условий, создающих возможности для развития, как каждого отдельного ее члена, так и всей семьи как единого социального организма.

Бесспорно, семья является наиболее благополучной средой для развития здоровой личности, обладает особой психологической атмосферой любви и уважения, поддержки и понимания. Именно семья приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам.

В современном обществе особенно актуальна проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представляют определенную группу, которая не способна без помощи  и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является замещающая семья, адаптироваться в современном обществе.

Сегодня социальное сиротство обусловлено комплексным воздействием различных негативных факторов, включая экономический (низкий уровень жизни), медицинский (инвалидность, заболевания), социальный (военные конфликты, миграция, социально-экономическая нестабильность), экологический (неблагоприятная, а иногда и опасная для жизни среда обитания), семейный (педагогическая и социальная несостоятельность родителей) и, наконец, личностный (отклонения в личностном и социальном развитии, патологические черты личности т.д.).

Практика показывает, что в подавляющем большинстве бывшие воспитанники госучреждений оказываются не готовыми  к самостоятельной жизни за пределами госучреждения. Они сталкиваются с проблемами решения бытовых проблем, определения своего места в жизни, профориентации, создания полноценной семьи.

Значительный процент молодежи, воспитывавшихся в учреждениях, подвержен влиянию деструктивных социальных течений, склонен к проявлению социально-психологической дезадаптации. Основная причина этих проявлений – отсутствие своевременно привитых навыков социализации, а также иждивенческая позиция, сформированная в условиях учреждения.

Воспитание детей, лишенных родительского попечительства, – одна из самых острых социальных проблем. Защитить и сберечь детство – значит, проявить реальную заботу об охране, укреплении и пополнении интеллектуального потенциала общества.

В России альтернативным государственным учреждением модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей по-прежнему остается опекунство, приемные семьи, семейные воспитательные группы, патронатное воспитание.  

Опека и попечительство - семейная форма устройства детей, оставшихся без попечительства родителей, когда ребенок передается на воспитание иному лицу с правами близкими к родительским. Государство выплачивает опекуну средства на содержание ребенка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок считается воспитуемым, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями

Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности опекаемых детей. От гармоничных взаимоотношений ребенка с новым социальным окружением зависит, насколько адекватными и успешными будут его отношения с социальной средой в целом, со сверстниками и другими взрослыми. Вследствие того, что опекаемый ребенок уже имел негативный опыт взаимодействия с прежней семьей, особенно важно избежать ошибок в построении родительско-детских отношений в замещающей семье. По мнению Н.А.Морозовой, основной причиной негативных внутрисемейных взаимоотношений является, как правило, неверная позиция опекунов, которая и определяет тип воспитания в опекунской семье [3, 26]

Детям-сиротам необходима не просто семья, а родители, обладающие определенными ресурсами для их интеграции в семью и общество, родители, специально подготовленные к работе с ребенком, имеющим депривационные нарушения развития.

Приход ребенка в замещающую семью оказывает влияние на каждого члена семьи,  меняется система внутрисемейных отношений, структура семьи, ее статус. Принятие решение о воспитании ребенка возлагает на опекунов серьезную ответственность и способствует развитию у них таких неблагоприятных эмоционально-личностных особенностей, как:

  • повышенная эмоциональная чувствительность;
  • утрированное чувство долга;
  • недостаточная уверенность в своих воспитательных возможностях;
  • сниженная самооценка;
  • повышенный уровень личностной тревожности.

Из этого следует, что качественные и количественные изменения, происходящие в замещающей семье и связанные с появлением в ней ребенка, проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях и часто приводят к формированию у родителей различных типов негармоничного воспитания.

В целях предупреждения нарушений родительско - детских отношений необходимо как можно раньше, особенно на этапе становления семьи, организовать психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей.

В связи с этим, специалистам ГКУ СО «Центр Семья Самарского округа» Куйбышевского отделения представляется необходимой разработка направлений и определение форм психолого - педагогического сопровождения таких семей, с помощью которых могли успешно преодолеваться внутриличностные конфликты и эмоциональные проблемы опекаемых детей и их новых родителей.

Целью психолого - педагогического сопровождения опекунских семей является оптимизация социальной ситуации развития и родительско - детских отношений в замещающей семье.

Задачи психолого - педагогического сопровождения опекунских семей:

  • изучение тактики воспитания и родительской позиции кандидатов в опекуны;   
  • формирование у опекунов психологической  готовности принять эмоционально-личностные особенности ребенка;
  • психолого - педагогическая помощь опекаемому ребенку на этапе адаптации к новым социальным условиям в замещающей семье;
  • создание в замещающей семье оптимального эмоционального климата, благоприятного для личностного и познавательного развития ребенка;
  • обеспечение психологической поддержки замещающей семьи в кризисные периоды взросления опекаемого ребенка;
  • динамическое наблюдение внутрисемейных отношений в замещающей семье и своевременное оказание консультативной и психокоррекционной помощи.

Для реализации цели и задач социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей социальным педагогом и педагогом - психологом Центра "Семья" был составлен цикл занятий для опекунов.

Основными формами психолого-педагогической работы стали:

  • групповые лекционно-консультативные занятия;
  • тренинговые занятия;
  • индивидуальные консультации.

Одним из направлений в психолого-педагогической работе с замещающей семьей стали групповые лекционно-консультативные занятия на базе нашего отделения «Родительская Академия»..

Курс лекционно-консультативных занятий рассчитан на год. Занятия  проводятся каждый понедельник в течение учебного года. Занятия освещали наиболее актуальные и интересные темы по запросу опекунов. Среди обязательных вопросов для рассмотрения и обсуждения с родителями следует отметить следующие темы:

  • «Как продуктивно общаться с приемным и опекаемым ребенком?»
  • «Школьные проблемы и пути их решения»
  • «Что требовать и как запрещать?»
  • «Формы проявления любви»
  • «Агрессивные дети. Причины, проявления, профилактика агрессивного поведения.»
  • «Свободное время для души и с пользой»
  • «Детская лень, причины, профилактика»
  • «Подросток в мире вредных привычек. Профилактика зависимого поведения»
  • «Как понять и как услышать ребёнка. Наука общения с ребёнком».
  • «Семья и ее ценности связь поколений»
  • «Тревожные дети. Причины  и способы их преодоления»

Так же важным направлением в психологической работе с замещающей семьей является проведение родительско – детских тренинговых занятий.

Основные  задачи тренинговой работы с опекунами:

  • реконструкция родительско-детских отношений в замещающей семье;
  • формирование эмоционально-комфортного психологического климата, способствующего успешной адаптации опекаемого ребенка в замещающей семье.

Состав тренинговойгруппы для опекунов  6 - 8 человек. Занятия с опекунами проводится совместно педагогом - психологом и социальным педагогом, их продолжительность составляет 40 минут. На занятия в одну группу включаются опекуны, имеющие разный социальный статус и уровень образования. Полиморфность состава групп позволяет педагогу - психологу создавать на занятиях различные ситуации, требующие от родителей взаимопомощи, взаимообучения, гибкости поведения, эмпатии и эмоционально-адекватного восприятия своих и чужих семейных проблем.

Родительские занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от этапа работы. В каждом занятии, помимо новой информации, уточненяются наиболее значимые моменты прошлого занятия. Разминка и домашние упражнения для совместного выполнения родителями с детьми носят ритуальный характер. На протяжении всего цикла занятий родители заполняют Семейный дневник настроения в соответствии с заданиями психолога.

Основными  методами психолого-педагогической работы в группе являются: скрининг-диагностика эмоционального состояния, консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков, психомышечная тренировка и аутотренинг, рисуночная терапия, ролевой и игровой тренинг.

Анализируя опыт работы Центра «Семья» Куйбышевского отделения, с категорией – замещающая семья, можно сделать вывод, что задача построения новых. видоизмененных отношений с другими людьми малоэффективна вне реальных групповых отношений. Именно в процессе занятий можно увидеть наличие групповой динамики, перераспределение межличностных связей в процессе занятий, новые отношения, которые устанавливаются. Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению опекунских семей в условиях Центра «Семья» ориентированы на улучшение качества различных сфер жизнедеятельности таких семей, на гармонизацию взаимоотношений в системе «ребенок – опекун», и конечно, на развитие, укрепление и повышение потенциала семьи в целом.

Литература

При составлении программы занятий с приемными родителями и опекунами использовались  научно-методические разработки Я.Л. Коломинского (1985, 1997), В.Л. Леви (1998), И.Ю. Левченко (2001), И.И. Мамайчук (2001, 2004), И.М. Марковской (1996, 2000), М.М. Семаго (1992), Н.Ю. Синягиной (2001), В.В. Столина (1989), В.В. Ткачевой (1999, 2004, 2005), Г.Т. Хоментаускас (1989), Э.Г. Эйдемиллера (1990, 2000) в области семейного консультирования и специальной психологии. Морозова Н.А. Педагогическая поддержка семейно- го воспитания. – М., 1999.