Работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

Айрапетянц Анна Альбертовна,
социальный педагог ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа»
Красноглинское отделение

Работа с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья

В Красноглинском районе города Самары проживает 276 семей, в которых воспитываются 285 детей с особенностями в развитии. Согласно статистическим и нозологичеким данным количество детей с ограниченными возможностями ежегодно увеличивается. Возникает проблема интеграции детей с ОВЗ в общество и создание предпосылок к их полноценной и независимой жизни. Специалисты отделения работают на основании индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида ИПРА, которые разрабатываются бюро МСЭ и в которых уже прописаны реабилитационные мероприятия, рекомендуемые ребенку. Особую значимость в данной ситуации приобретает проблема социальной адаптации не только ребенка, но и семьи, в которой он воспитывается, т. к. социальная изоляция отрицательно сказывается на развитии и самореализации личности человека. Поддержка и реабилитация самой семьи позволяет наиболее плодотворно социализировать ребенка-инвалида. Необходимо определить перед ним и его семьей перспективы жизнеустройства. Это, в свою очередь ,позволит не выпасть семье из общественной жизни и максимально быть полезными и востребованными социумом. Специалисту Центра, работающему с семьями вышеуказанной категории ,необходимо оказывать моральную и психологическую поддержку семьям, воспитывающим особого ребенка, создавать условия для максимального общения с людьми, содействовать в организации комплексной помощи семье и ребенку с ограниченными возможностями для его оптимального развития и адаптации в обществе. Очень важно формировать интерес родителей к личностному развитию ребенка, включать родителей в коррекционный процесс. Мы стремимся организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам общения, развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья посредством встреч, консультирования, проведения семинаров, круглых столов, мастер-классов, тренингов, праздников, выставок.

Уже более 10 лет в Центре «Семья» Красноглинского отделения работают интегрированные группы для детей дошкольного возраста. Основная цель занятий - это социализация детей с ограниченными возможностями, , приобретение бытовых навыков, развитие интеллектуальных способностей. Параллельно с детскими занятиями проходят родительские встречи с психологом, на которых освещаются вопросы возрастных особенностей детей; проблемы детско-родительских отношений. Много внимания уделяется развитию познавательной сферы ребенка, воспитанию уверенности в себе. Если у ребенка возникает проблема с речью, то логопедическая помощь является важной составной частью социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. Основной задачей логопеда является выявление детей с речевой патологией. Логопед Центра проводит коррекцию речевых нарушений, обследует речь, организует проведение логопедических занятий с этими детьми. Программы логопедических занятий составляются после диагностического обследования ребенка, данная программа у каждого ребенка индивидуальна, так как дети имеют разный уровень развития и диагноз заболевания. Все задачи, представленные в этих программах, решаются на индивидуальных занятиях. Логопед – дефектолог оказывает адресную помощь семьям с детьми с тяжелыми двигательными нарушениями. Большое внимание уделяется работе с родителями детей с ДЦП. На совместных занятиях родители получают советы по улучшению моторики, учатся правильно играть и заниматься с ребенком развитием речи..В основном такая дефектологическая помощь оказывается на дому в привычной для ребенка обстановке. На каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогической реабилитации, где по определенным критериям фиксируется первичное обследование, динамика, результат работы. В каждом конкретном случае учитываются психофизические возможности детей, определяются потребности ребенка и, исходя из этого, адаптируются методы реабилитации к ограничениям и возможностям каждого ребенка - инвалида. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий .Согласно статистике к психологу Центра чаше всего обращаются семьи с детьми подросткового возраста, у которых наблюдается заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, снижение работоспособности и отсутствие интереса к учебе. Психолог помогает подростку гармонизировать свой внутренний мир, развить стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, большое внимание уделяет профориентации. Специалисты Центра считают, что хорошим средством развития коммуникативных способностей семьи выступает совместная деятельность как ребенка с другими детьми, так и родителей друг с другом. Пять лет в стенах нашего учреждения работает «Семейная творческая гостиная», участниками которой являются дети с ограниченными возможностями здоровья любого возраста и их родители. Это клуб творческих детей и взрослых. Здесь проходят встречи в дружественной семейной остановке, где за рукоделием и чаепитием, ведутся беседы, дети читают стихи, танцуют и поют. Успешно решить задачи творческой реабилитации детей и родителей помогают разнообразные инновационные нетрадиционные, современные техники: шитье текстильных кукол и игрушек, валяние, изготовление декоративных элементов в стиле декупаж, рисование картин в стиле «шерстяная акварель». Особый интерес у родителей и детей вызывает участие в творческих выставках и фестивалях. Некоторые семьи уже второй год участвуют в акции «Подари надежду» и предоставляют свои работы на аукцион в помощь онкологически больным детям. В ближайшее время мы совместно с детской библиотекой нашего района планируем создать литературный семейный клуб, встречи в котором будут проводиться в интересной и познавательной для детей форме – игры, квесты, викторины, литературные чтения, знакомства и общение с самарскими литературными деятелями.

В заключении хотелось бы отметить, что нашем Красноглинском районе живет много социально-активных семей, но поселковая разбросанность и отдаленность вносят существенные препятствия для социализации детей и их родителей. Мы считаем, что для эффективной интеграции семей с детьми с ограниченными возможностями в общество важно развитие волонтерского движения, а на занятия в школах в рамках уроков доброты целесообразно ввести волонтерские курсы. В настоящее время специалисты Центра ведут работу именно в этом направлении. В зависимости от возраста ребенка с ОВ, его потребностей можно подобрать и подготовить добровольца.Это может быть помощь в учебной деятельности, общении, играх, творчестве. Волонтеры могут оказать помощь в организации тематических праздников, выездных мероприятий. Благодаря помощи добровольцев будет охвачено интеграцией большее количество семей нашей категории. Таким образом, интеграция семей с детьми с ОВ в общество будет осуществляться целенаправленно и всесторонне.

Результатом оказания социальных услуг и психолого-педагогической поддержки родителей ребенка-инвалида являются:

1. Снижение напряженности или тревоги родителя в отношении осуществляемой роли;

2. Развитие ощущения самоконтроля и уверенности в своих ролевых обязанностях в связи с особенностями ребенка;

3.Осознание родителями направленности ролевого поведения, реализация цели в воспитательном процессе с учетом особенностей ребенка;

4. Повышение самооценки родителей.

Результатом психолого-педагогической поддержки ребенка с ОВЗ является:

1. Выработка адекватной самооценки и способности к самопринятию;

2. Гармонизация внутреннего мира и окружающего жизненного пространства, обнаружение внутренних ресурсов и развитие стремления к самопознанию саморазвитию, самореализации;

3. Формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции - научение осознанию своих эмоций, чувств, мыслей, анализу и принятию внутреннего мира других людей;

4. Развитие мелкой моторики, координации движений, вербальных и невербальных средств общения, умения контролировать себя;

5. Выявление и развитие творческих способностей у детей, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, воображении.