Легко ли быть внучкой?

Легко ли быть внучкой?
волонтер Кировского подразделения
ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»
Гогенфельд Нина Фоминична

В статье представлена рефлексия волонтера серебряного возраста, имеющего опыт работы на семинарах-практикумах для замещающих родителей.Неоднократно побывав в психодраматическойроли внучки, онаполучила уникальный эмоциональный опыт, позволивший ей осознать, насколько трудно бывает детям строить отношения с любящими бабушками.

«Пожилые люди тоже жаждут счастья,
но чаще обходятся счастьем внуков»
(Э. Берн)

Волонтерской группе «Дар» уже третий год. Я стала настоящим волонтером только год назад. Это произошло неожиданно. На семинаре для замещающих родителей волонтеры должны были разыграть проблемную ситуацию – конфликт бабушки с опекаемой внучкой. Предполагалось, что я буду выполнять функции супервизора: наблюдать за тем, как играют волонтеры, как реагируют на их игру участники семинара, в чем видят проблемы взрослого, в чем трудности ребенка и т.п. Вся моя работа должна была «остаться за кадром». Но «внучка» неожиданно заболела,о чем я узнала за 5 минут до начала семинара. Пришлось выручать.

Сказать, что я волновалась – это ничего не сказать. Мне казалось, что я не справлюсь и всех подведу. Но мудраяподсказка психолога меня ободрила. Оказывается, главная нагрузка – на моей напарнице, которая играет бабушку. Она должна найти подход к ребенку, а мне нужно всего лишь реагировать на ее реплики. В крайнем случае, я могу промолчать. И пусть она дальше ищет подход. Инструкция понятна. Но все равно - немного страшновато.

«Бабушка» была опытная. Она быстро меня разговорила. Я ей что-то отвечала. А потом, когда слова кончились, опустила голову и стала рассматривать пол. На этом сценка закончилась. Началось обсуждение.

Опекуны наперебой критиковали мою «бабушку». Как выяснилось, она сделала много ошибок. Мне, т.е. моей героине, сочувствовали. А я сочувствовала своей напарнице. Она так хорошо играла, а ее ругают. Даже хотела заступиться. Но, посмотрев на довольное лицо «бабули», поняла – все в порядке!

С тех пор я на всех семинарах играю внучку. И в группе меня называют – «наша внучка». Играть легко. Но, главное, что я поняла, внучкой быть трудно. Особенно если бабушка «слишком любящая».

Каждая бабушка пытается заставить ребенка слушаться. Причем ей неважно – сколько лет ребенку, чего он хочет, к чему стремится. Бабушка читает нотации, выражает недовольство, говорит умные и не всегда понятные слова, т.е. воспитывает, как умеет. А с какими чувствами остается ребенок, не задумывается.

Играя внучку, я иногда злюсь, потому что не могу «достучаться» до бабушки. Иногда чувствую себя слабой и беспомощной. Бывает, мне становится страшно, потому что я ощущаю себя зависимой от человека, который меня не понимает.

Хорошо, что есть семинары-практикумы, на которых бабушки-опекуны и приемные мамы получают возможность увидеть конфликтную ситуацию глазами детей, проанализировать допущенные ошибки и изменить свое поведение.

Сегодня, когда роль внучки освоена, мне хочется научиться чему-то новому. Нельзя же всегда быть только «внучкой».Мои коллеги-волонтеры уже пробуют себя в роли ведущих группы психологической поддержки для граждан пожилого возраста. Я – в роли супервизора. И вот, что я заметила – женщины моего возраста воспринимают нас, волонтеров,как своих. Они легко с нами общаются, доверяютсвои проблемы, интересуются нашим мнением, особенно в тех случаях, когда затрагиваются вопросы отношений с детьми и внуками. Бабушки всегда включаются в воспитание, даже если они не опекуны, даже если живут отдельно от своих детей и внуков.Им хочется, как лучше, но их вложенийчасто не ценят. Как их поддержать? В таких ситуациях меня выручает мой опыт «внучки».Чтобы деликатно объяснить, что в семье происходит на самом деле, я рассказываю анекдот:

Бабушка на ночь поёт колыбельную любимой внучке. Час поёт, два поёт, три... Устала. Решила отдохнуть. Тут внучка открывает глаза и спрашивает:

- Бабушка, можно я теперь посплю...

Когда некоторые участники семинаров-практикумов и группы психологической поддержки говорят о нас, волонтерах, как о профессиональных психологах, яощущаю значимость нашей работы, и ответственность за тех, кому мы помогаем. А помогаем мы не только взрослым. Работая с бабушками, мы помогаем детям – тем, кому нелегко быть внуками.