Государственное Казенное Учреждение Самарской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа»


Использование технологии «Сеть социальных контактов» в работе с семьями, находящимися в ТЖС

Березкина Ольга Васильевна, социальный педагог
Паращенкова Галина Валерьевна, заведующая отделением
ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Куйбышевское подразделение


Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается, нравственная
чистота матери и отца.
(В.А. Сухомлинский)

Технология «Сеть социальных контактов» активно используется специалистами нашего подразделения в работе с семьями, находящимися в ТЖС. Само понятие «Сеть социальных контактов» было введено в середине 1950-х английским антропологом Джоном А. Барнсом. Эта технология отработана шведскими специалистами и в настоящее время внедряется во многих городах России.
Технология «Сеть социальных контактов» - это путь к решению проблемы клиента через его социальное окружение (семья, друзья, родственники). Работа с сетью социальных контактов – это решение проблем отдельно взятого человека через его взаимоотношения с людьми. Данная технология – это эффективный способ обнаружить и активизировать тот потенциал и те ресурсы, которые имеются в окружении ребенка в данный момент или были в его прошлом.
Данная технология применяется в следующих случаях: проблемы семьи – нарушение детско-родительских отношений, потеря родительского авторитета, педагогическая неграмотность родителей, ситуация развода родителей; проблемы детей - жестокое обращение с ребенком; уходы ребенка из дома, проблемы в школе, отказ родителей (замещающих родителей) от ребёнка и т.д.
В практике работы Куйбышевского подразделения отмечаются положительные результаты применения этой технологии. Сеть социальных контактов подразумевает использование командной работы – двух ведущих, двух специалистов рефлексивной группы. Это позволяет проводить работу с алкозависимыми и наркозависимыми родителями в условиях как острого, так и хронического кризиса. Мы считаем, что данная технология заслуживает широкого распространения в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Технология проводится в несколько этапов. Проводится предварительная диагностическая работа по методике «Карта социальных связей». Анализ сетевой карты является очень показательным. Она определяет взаимоотношения, проблемы, ресурсы ребёнка и его семьи. Анализируя карту можно получить разностороннюю информацию о ребёнке и его социальном окружении: увидеть личностные качества ребёнка, проблемные зоны, особенности детско – родительских отношений и т.д.; социальные ресурсы (люди, способные оказать ребёнку поддержку) и т.д.
Потом проводится сетевая встреча. Работа с социальной сетью подразумевает, что специалисты центра предоставляют свои профессиональные знания распоряжение людей, обратившихся за помощью в центр. В практике отношений в обществе сложилось так, что очень немногие выслушивают оказавшихся «за бортом» жизни людей. Близкие их уже не слушают, у них появляется такое чувство, что они никому не нужны; что то, что они говорят, неважно для окружающих. Часто это приводит к тому, что они становятся агрессивными, стараются говорить громко, кричать, но в результате еще меньше людей прислушиваются к тому, что они говорят. Поэтому специалист, работающий с сетью социальных контактов ребенка, должен уметь показать, что у него и у тех людей, с которыми он работает, есть, что сказать друг другу на встречах, организованных для того, чтобы социально депривированные люди смогли вызвать друг друга на разговор и смогли бы общаться с представителями властей, имеющих к ним то или иное отношение.
Организация таких встреч в рамках социальной сети поначалу может быть сопряжена с трудностями: недостаточная мотивация на участие во встрече, отсутствие позитивного начала в разрешении трудной жизненной ситуации. В ходе встреч обычно возникает много конфликтов между участниками, и перед ведущими встречи встает задача найти конструктивные подход ко всем участникам встречи.
Следующий этап заключается в реализации тех позитивных и конструктивных решений, предложений, найденных в процессе встречи. В эту работу включаются уже не только специалисты и чиновники по долгу службы, но и лично заинтересованные участники социальной сети: родственники, друзья, соседи и т.д. В качестве примера приведу ситуацию с приёмной семьёй. Наташа С., 14 лет, грубит приёмным родителям, нет контакта с биологической дочерью приёмных родителей, учителя в школе жалуются на невнимательность Наташи на уроках. Приёмные родители стали проговаривать о нежелании заниматься дальнейшим воспитании Наташи.
По итогам изучения ситуации, встреч с приёмными родителями и бесед с учителями специалисты центра приняли решение о возможности использования технологии «Сеть социальных контактов», для того, чтобы сплотить семью, снять их враждебное отношение друг к другу, помочь им найти пути решения проблемы восстановления семьи. Была проведена диагностическая работа. Участники встречи заполнили «Карту социальных связей». На встречу были приглашены приёмные родители, их дочь, Наташи С., специалист ООиП Куйбышевского района, классный руководитель.
В начале встречи большинство собравшихся говорили о переживаниях по поводу сложившейся ситуации и своих попытках разобраться в ней, найти выход. Приёмные родители высказывались достаточно агрессивно по отношению к Наташе. Присутствующие на встрече выражали своё мнение в одном направлении: Наташе надо меняться. Девочка оправдывалась, и вяло «отбивалась» от нападок.
Ведущими данной встречи было предложено разбиться на две группы: на тех, кто верит, что приемные родители могут изменить свою позицию, и тех, кто потерял к ним доверие и не желает оказывать никакой поддержки. После этого участники встречи объединились в одну группу. Таким образом, выяснилось, что все участники готовы поддержать семью. Приёмная семья аргументировала свое решение тем, что они близкие люди и, несмотря ни на что, ситуацию можно поправить, все зависит от усилий членов семьи, и они все готовы друг друга поддерживать.
На данном этапе выяснилась позиция приёмной семьи: они – единая семья.
Встреча закончилась ритуалом прощания, участники встали, взялись за руки и сделали шаг вперёд. В центре круга стояли, держась за руки, приёмные родители и Наташа С. Было видно, что для них эта встреча имела большое значение.
Результат данной встречи – гармонизация отношений в семье.
Таким образом, состоявшаяся встреча оказалась продуктивной. Эта технология позволяет и специалистам, и семье добиваться положительных результатов; изменить отношения внутри социального окружения семьи; предотвращать возможность попадания ребенка в социальный приют или реабилитационный центр, способствует профилактике социального сиротства. Не менее важной представляется и проблема равной ответственности родителей и общества за судьбу ребенка, что в конечном итоге способствует развитию гражданского общества в целом.
Опыт работы по данной технологии показывает, что иногда самое трудное начинается именно после встречи, так как это требует мобилизации и сохранения внутренних сил окружения ребенка и его семьи. Основной принцип работы специалистов с детьми и их семьями по данному методу заключается в возвращении ребенка в семью как наиболее желаемую форму его жизнеустройства.