«Мой опыт работы с «особенными» детьми»

Старцева А.А.
педагог-психолог
ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Промышленное подразделение


В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с особенностями развития, требующих «особого» подхода в коррекционной работе. К наиболее часто встречающимся относятся расстройства аутистического спектра, интеллектуальные и речевые нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Одной из главных проблем у детей с подобными расстройствами является нарушение их социализации, которое связано с трудностями взаимодействия с окружающими.

В наш центр обращается много семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, и каждый случай является уникальным и рассматривается индивидуально. План работы разрабатывается на основании мишеней психокоррекции, выявленных посредством диагностики и консультаций с родителями ребенка. Коррекционно-развивающие занятия направлены на налаживание взаимодействия с ребенком, приведение его к сотрудничеству, развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления, речи и пр.).

Реабилитация ребенка с особенностями развития – это круглосуточный и длительный процесс и, конечно, очень важно участие и терпение близких людей, которые находятся рядом постоянно и помогают познавать мир, осваивать способы взаимодействия с ним. «Особые» дети требуют особого подхода не только от специалиста, но и от родителей, создающих благоприятную атмосферу в своей семье, принимая во внимание рекомендации специалистов.

Самый важный этап в работе с ребенком – установление контакта. Нередко даже у опытного специалиста уходит много времени на налаживание взаимодействия. Некоторые дети могут даже не реагировать на специалиста, демонстрировать полевое поведение (характеризующееся низким уровнем произвольности) во время занятий. Привлечь к себе внимание ребенка, заинтересовать можно по-разному: кого-то нужно пощекотать или взъерошить волосы; кому-то - выпустить струю воздуха из воздушного шарика прямо в лицо; для кого-то толчком к общению становятся мыльные пузыри или запах ароматного мешочка; а к кому-то нужно приближаться очень-очень медленно в течение нескольких встреч. Это лишь малая часть тех секретов, благодаря которым дети идут на контакт.

Очень часто на первых этапах, чтобы удержать внимание и интерес ребенка, психологу приходиться бегать, прыгать вместе с ним, озвучивать все действия и предлагать новые игры. И дети, конечно, не остаются равнодушными и охотно идут контакт, включаются в игру.

Наладив сотрудничество, можно начинать заниматься: развивать высшие психические функции и совершенствовать навыки коммуникации. На первых этапах занятия проводятся индивидуально, чтобы ребенок адаптировался, доверился психологу, научился взаимодействовать с ним и лишь потом можно включить его в небольшую группу.

Больших успехов в реабилитации достигают семьи, которые не ограничиваются только посещениями специалистов, а еще выполняют рекомендации и самостоятельно занимаются с ребенком дома. Близким приходиться менять привычный уклад жизни, чтобы помогать ребенку перенимать опыт, учиться в повседневных, бытовых действиях.

На своих занятиях я пользуюсь материалами Монтессори. Очень часто родители удивляются, как много игр можно придумать и скольких целей достичь, работая с одним набором цилиндров. А через некоторое время от них можно услышать: «А мы дома тоже такую игрушку сделали». Важно, что родители тоже развиваются, перенимают опыт.

Я работаю чуть больше 2,5 лет и за это время ко мне обращалось много семей, которые беспокоились о том, что их дети почти в 3 года «не разговаривают, отставают в развитии, неусидчивы». На первых этапах внимание детей удавалось удерживать лишь на минуту, но к концу курса занятий ребята с удовольствием занимались за столом по 10-15 минут и более. Благодаря проведенной работе дети смогли посещать дошкольное образовательное учреждение и, со слов родителей, успешно там заниматься. Одними из запоминающихся стали слова благодарности мамы Арины С.: «Большое спасибо, благодаря Вам Арина выучила все цвета. На ПМПК (она правильно ответила на все вопросы. Не так давно, мне написала мама Даниила Б., заниматься с которым мы закончили год назад: «Даня вдруг вспомнил Вас, просил привет передать!»

Родители Даниила П. обратились за помощью в центр, заметив некоторые особенности ребенка. Позже на ПМПК был поставлен диагноз: задержка психического развития с элементами аутистического поведения. Мальчик в 2,5 года не разговаривал, произносил отдельные слоги, не сотрудничал. Мы с Даниилом познакомилась, когда ему было уже 5 лет. Он произносил отдельные слова, но малопонятно, знал сенсорные эталоны, цифры, буквы, считал, любил строить. Мы долго налаживали сотрудничество, в результате чего Данил с удовольствием стал посещать занятия, делиться произошедшими событиями, показывать свои игрушки. Позже мальчик был включен в небольшую группу, где освоил навыки группового взаимодействия.

Для мальчика всегда было важно быть первым. В конце занятий мы с детьми посещаем сенсорную комнату, где в сухом бассейне ребята ищут цветные шарики. Так получилось, что Даниил оказался в группе с девочками и был самым старшим, он всегда стремился отыскать шарики быстрее всех и ему это удавалось. Но к концу учебного года Даня не спешил доставать найденные шарики. Он находил их и подсказывал девочкам, где те спрятаны. С трудом, но Данил научился ждать своей очереди, делиться, помогать, подсказывать.

В результате длительного периода индивидуальной и групповой коррекционной работы с несколькими специалистами и колоссального труда и заботы родителей элементы аутистического поведения нивелировались. Речь стала более понятной, мальчик всегда мог объяснить, что хочет, и обращенную речь понимает в полном объеме. В 7 лет Данил пошел в коррекционную школу для детей с задержкой психического развития, где, по словам мамы, учится наравне с одноклассниками и его хвалят как самого дисциплинированного ученика. Семья продолжает консультироваться, но уже по мере необходимости.

Таким образом, благодаря грамотному подходу специалиста, ответственности и труду родителей можно добиться положительных результатов в социализации детей с особенностями развития. Важно помнить, что специалист является лишь помощником в реабилитации детей, потому что главной опорой ребенка является его семья.