Государственное Казенное Учреждение Самарской области
«Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа»


Арт-терапевтические техники как метод социальной адаптации молодых инвалидов с ментальными нарушениями

Мухранова Елена Владимировна,

психолог отделения социальной реабилитации,

Советское подразделение

Для гармонизации личности инвалида с ментальными нарушениями необходимо развивать способность к самовыражению и самопознанию, поэтому мы используем арт-терапию, как эффективный, доступный, безопасный метод психологической коррекции. В работе с инвалидами применяем следующие виды арт-терапии: игротерапия; сказкотерапия; танцевальная терапия; изотерапия; музыкотерапия.

Сегодня  хочу подробнее поговорить о сказкотерапии и игротерапии. Молодые инвалиды проявили большой интерес к сказкотерапии. Занятие длится 1-2 часа. Эта техника важна для выявления «больного места» слушателя, чтобы продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации и  показать другую сторону происходящего. Используем художественные сказки (народные сказки несут в себе мудрость веков), обучающие сказки, психокоррекционные сказки (чтобы помочь в решении проблем с поведением), психотерапевтические  (для более глубокой работы) и медитативные сказки (для расслабления и накопления позитивного опыта).Сказкотерапию применяем, как в групповой, так и в индивидуальной работе с инвалидами.  Наши клиенты с удовольствием сами сочиняют сказки.

Как создаем сказку? Для создания сказки необходим главный герой (это и обычные предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления) Герой нашей сказки-щенок.

Затем обращаем внимание на имя главного героя, например, такое забавное имя для застенчивого дракончика – Заёлочкин (отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым), а в нашей сказке у щенка кличка Счастье. Затем помещаем главного героя в конфликтную или проблемную ситуацию и создаем образы друзей, помощников и, конечно же, врагов,которые препятствуют достижению цели. Здесь враги -это страхи, неверие в себя, недоверие к миру в целом. Следующий этап написания сказки – это обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи, а затем сам преодолевает все препятствия, осознавая себя в новом качестве. И заключительный блок сказки – это позитивный финал, торжество, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

В написании сказки под названием «Щенок» участвовало 9 человек (возраст от 23 до 39 лет).

В далекой стране около большого деревянного забора жил рыжий щенок. Веселый и добрый он сразу понравился детям, живущим в соседних домах, но не хозяину дома. Щенка выбросили на улицу из-за шалости, которую он не совершал.  Мальчуганы дали ему кличку – Счастье. Так счастье и бегало за мальчишками все лето. Один из мальчуганов больше всех любил этого подвижного и красивого щенка. Осенью все ребята уехали в город, а Счастье остался совсем один. Он не грустил, ведь столько дел надо переделать. Перепрятать кости к зиме, обегать всю деревню, понюхать миллион приятных запахов. И совсем он не догадывался как скоро его жизнь изменится. От жестокого хозяина убежала собака, а ее место на цепи заняло Счастье. Хозяин плохо обращался со Счастьем. Не проходило и дня, чтобы взбесившийся из-за мелочи большой человек не побил его палкой. Счастье сетовал на свою горькую судьбу. И вот однажды произошел еще один важный в его жизни поворот. К хозяину пришел незнакомец, и они о чем-то долго беседовали. Потом они пожали друг другу руки ,и незнакомец вместо тяжелой железной цепи надел легкий поводок. Счастье волновалось, не понимая, что происходит, но решил слушаться своего нового хозяина, боясь сильных ударов палкой. Новый дом показался собаке даже приятным. Ему поставили огромную миску с вкусной едой, и он с удовольствием все уплел за пару минут. За всю свою жизнь он не ел столь вкусной еды.  Раньше он терпел все:ледяную воду, и то ,как щиплет его глаза дым сигареты, и укол, и непонятный шум, от которого летит его запутанная шерсть во все стороны ,

- Ну, вот, совсем другое дело! - довольно посмотрел на него незнакомец. Забегай в комнату! Артур тебя заждался.

Один из мальчуганов, с которым Счастье бегало все прошлое лето, серьезно заболел. И единственное, что попросил у родителей – это собачку по кличке Счастье. Увидев большую, знакомую, добрую собаку мальчик обрадовался, а собака первый раз почти за год восторженно завиляла хвостом. Вскоре тяжелая болезнь стала отступать, а Артур часто приговаривал:

- Теперь Счастье со мной!

После сочинения сказки необходима обратная связь с участниками арттерапевтической группы, придумайте вместе вопросы к сказке.

Рассмотрим метод психотерапевтического воздействия на инвалидов с использованием игротерапии. Метод игротерапии используем как в групповой, так и в индивидуальной работе. Этот метод дает возможность психологу и самому  человеку рассмотреть, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило его многие годы и послужило причиной проблем.

После проведения занятия по арт-терапии наблюдается улучшение эмоционального состояния инвалида, он раскрепощается, повышается его самооценка, пробуждаются и развиваются творческие способности.