Если приемный ребенок вырос в алкогольной семье…

Шокурова Н.В., педагог-психолог

отделения методической работы

ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»

 

По мнению специалистов детей в такой семье травмировал не столько родительский алкоголизм сам по себе, сколько царящая в доме атмосфера дисгармонии: ссоры, скандалы, отсутствие чувства поддержки, безопасности, а также отчуждённое поведение родителей. У детей постепенно формировалась модель созависимого поведения. Наблюдая как родители постоянно ссорились, кричали друг на друга, дети часто принимали на себя вину за те конфликты, которые на самом деле имели отношение только к родителям. Постоянные внутренние конфликты уводили детей в мир фантазий и удерживали постоянно высокий уровень невротизации. В семьях с химической зависимостью дети боялись просить о помощи из-за боязни осуждения уклада их семьи и получения клейма «семья алкоголика», опасались оказаться предателями по отношению к своей семье. Сокрытие становилось образом мыслей и жизни, и они становились замкнутыми, скрытными. Созависимые дети не доверяют родителям, так как привыкли к обману и предательству в своих семьях. У них, как правило, формируются такие черты личности как подозрительность и недоверие к другим людям и к самим себе. То, что происходило в алкогольной семье, болезненно, грязно, стыдно, но чтобы не так страдать, маленькие дети притупляли чувства: они убеждали себя и окружающих в том, что у них в семье всё в порядке (обнубиляция или отказ от чувств).

Созависимым детям, как правило, свойственна заниженная самооценка. Она проявляется в таких чертах характера как робость, стеснительность, скрытность, покорность. Созависимые спасатели, они любят заботиться о других, часто забота о других перехлёстывает разумные и нормальные рамки. Соответствующее поведение вытекает из убеждённости созависимых в том, что именно они ответственны за чувства, мысли, действия других, за их выбор, желания и нужды, за их благополучие или недостаток благополучия и даже за саму судьбу. Так, например, при выполнении упражнения «Путешествие на воздушном шаре» созависимые подростки в критической ситуации сами решили спасти других и выпрыгнули из корзины первыми. Ни один из созависимых подростков в ролевой игре не занимал руководящей должности (например, командира). Будучи созависимым, ребенок часто теряет связь с эмоциональной частью самого себя. Иногда он строит своё поведение так, чтобы отстраниться от любых эмоций, так как чувствует, что их гнёт для него будет непосильным. Для него опасно быть эмоционально чувствительным, так как он чрезмерно раним. Гася эмоциональность, он в то же время не доверяет, отдаляется от людей, способных причинить душевную боль, тем самым, погружая себя в одиночество. Одиночество не несёт избавления от душевных мук. Окружающим нет до этого дела, и обида рождается за обидой.

Многие поступки созависимых мотивированы страхом, который является основой развития любой зависимости.

Страх может быть вызван как физической, так и психологической угрозой. Переживание страха сопровождается чувством неуверенности, незащищённости, невозможности контролировать ситуацию. Страх вызывает эффект «туннельного восприятия» и существенно сужает выбор стратегий поведения. Однако страх несёт в себе и адаптивную функцию, ибо заставляет человека искать способы защиты от возможного вреда.

Процесс социализации страха у ребёнка в значительной мере обусловлен поведением приемных родителей. Родители применяют различные способы социализации страха. Разумный подход должен включать в себя воспитание некоторой доли толерантности к страху, а также развитие навыков избегания опасных  ситуаций

. Мир, в котором живут созависимые, давит на них, неясен им, полон тревожных предчувствий. Созависимые отчаянно пытаются сохранить иллюзию построенного ими мира.

Помимо страха у созависимых могут преобладать в эмоциональной сфере и другие чувства: стыд, вина, негодование, ярость.

Если в групповом общении шумные проявления агрессивности и разрушительности очевидны для родителей и требуют немедленного разрешения, то отчаяние подавленного ребёнка или безразличие апатичного, «тихого» младшего подростка часто остаётся вне поля зрения взрослых. Такие дети, проводя много времени в одиночестве, испытывают не менее сильные эмоции, чем раздражённые, агрессивные, «шумные» дети. Основными причинами таких проявлений являются неуверенность детей в себе и страх перед сверстниками и взрослыми.

Стыд и вина часто идут рука об руку, часто блокируют у созависимых детей такие эмоции как интерес и радость. На психологическом уровне активация стыда обычно связана со столкновением с ситуацией, обстоятельства которой выставляют на всеобщее обозрение «ущербность» личности или некоторых аспектов «я» и привлекают внимание к ним. Любое событие, спровоцировавшее чувство неуместной откровенности, может послужить источником стыда.

Созависимые часто испытывают чувства вины и стыда. Они стыдятся как собственного поведения, так и поведения своих близких, страдающих химической зависимостью, поскольку у созависимых нет чётких границ личности. Негативные чувства в силу своей интенсивности могут генерализовываться и распространяться на других людей. Легко возникает ненависть к себе. Сокрытие стыда, ненависти к себе могут выглядеть как надменность и превосходство (ещё одна трансформация чувств).

Большое место в жизни созависимых занимает гнев. Агрессивное поведение обычно обусловлено целым рядом факторов – культурных, семейных, индивидуальных. Проявления агрессии можно наблюдать даже у маленьких детей. Результаты исследований показывают, что агрессивные дети (то есть дети, которые не обладают навыками социального поведения), став взрослыми, как правило, тоже демонстрируют агрессивное или криминальное поведение. Эти данные позволяют предположить, что уровень агрессивности представляет собой врождённую характеристику индивида и по мере его взросления приобретает характер устойчивой личностной черты.

Но в какой бы форме ни выражалась агрессивность, по мнению ребёнка, она является последним, единственно действенным способом выражения своей беспомощности и отчаяния, а вовсе не проявлением характера. Ученик начальных классов, проявляющий агрессию, открыт для педагогического воздействия, он сам ищет помощи учителя. В отличие от проявлений агрессии, переживание и выражение гнева может иметь позитивные последствия, особенно в тех случаях, когда человек сохраняет достаточный контроль над собой. Однако нужно помнить о том, что любое проявление гнева сопряжено с некоторой долей риска, так как потенциально оно может привести к негативным последствиям. Но привычка подавлять свой гнев может вызвать ещё более серьёзные последствия. У созависимых преобладает чувство обиды, они чувствуют себя уязвлёнными, рассерженными. Они боятся собственного гнева и гнева других людей. Проявление гнева часто используют для того, чтобы держать на расстоянии от себя того, с кем трудно строить взаимоотношения. Созависимые стараются подавить свой гнев, но, как известно, это лишь усугубляет их состояние.

Американские практикующие исследователи выделили четыре ролевые модели поведения ребёнка из алкогольной семьи:

-                     «Герой» – такой ребёнок сосредоточен на том, чтобы всё делать идеально и нести ответственность за всё происходящее в семье. Он хорошо учится, может быть лидером в классе, быстро взрослеет.

-                     «Козёл отпущения» – такой ребёнок выражает свои чувства в бунтарском и разрушительном поведении. Он использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствуя себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье и попадает в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь и наркотики. Он может отличаться делинквентным поведением в школе. Закрепившиеся в его реакциях чувства гнева, желания бросить вызов окружающим постоянно затрудняют его взаимодействие с другими людьми в семье и на работе.

-                     «Потерянный ребёнок» – такой ребёнок удаляется в мир фантазий и держится на заднем плане. Он проводит время за тихими занятиями в одиночестве, по мере взросления может приобщиться к употреблению наркотиков с целью достижения психологического комфорта и ухода от насущных тревожащих проблем, из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоляции.

-                     «Шут»такой ребёнок, который использует юмор и гиперактивные действия, пытаясь привлечь внимание к себе и сделать так, чтобы проблема исчезла. Он, как правило, любимец семьи, её талисман. Он не в состоянии справиться с различными проблемами, бывают трудности в учёбе. Потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.

Помимо упомянутых категорий, исследователи также выделяют группу «неуязвимых». Этим детям удается преодолеть свои семейные проблемы, и впоследствии они становятся здоровыми, вполне благополучными людьми.

Исследования показывают, что детям, способным устанавливать хорошие и прочные отношения за пределами своего дома, перспектива  зависимости и созависимости угрожает в меньшей степени, чем тем, которым это не дано. Люди и учреждения, с которыми ребенок находится в позитивном контакте, могут стать для него жизненно-важным источником поддержки (спортивная секция, центр социально-психологической поддержки «Семья», подростковый клуб и т.д.).

Другой важный фактор – приемные родители, они могут облегчить боль и страдания детей, их роль может оказаться чрезвычайно благотворной.

Установлено, что основная разница между теми детьми алкоголиков, которые, повзрослев, стали вполне благополучными людьми, и теми, которых к таковым причислить нельзя, состоит в том, что первые имели перед собой положительный пример того, как родитель-неалкоголик, выполнял свои родительские обязанности.

Социальный педагог может помочь ребенку вступить в позитивный контакт со здоровыми членами семьи, обеспечить его взаимодействие с учреждениями дополнительного образования. Психологически созависимые изначально имеют более сложные отношения с ПАВ: они могут давать себе слово никогда не употреблять никаких алкогольных или других веществ, могут, наоборот, приобщиться к употреблению их с раннего возраста, но в любом случае они впитывают» «культуру» употребления ПАВ с раннего возраста.

Если у ребёнка не будет возможности получить адекватную помощь в детстве, он будет нести весь груз алкогольного семейного паттерна в свою взрослую жизнь и продолжать замкнутый круг зависимости и созависимости. Дети алкоголиков становятся алкоголиками или наркоманами, выходят замуж за алкоголиков и не могут найти контакта со своими детьми, потому что их никто не учил быть открытыми и смотреть в лицо своим проблемам и чувствам. И дети не знают, как им быть с теми чувствами, которые вдруг пробуждаются в их душах, потому что их мамы и папы, дедушки и бабушки всю жизнь убегали от этого с помощью алкоголя

В настоящее время зарубежными специалистами разработан широкий спектр методик, направленных на поддержку и реабилитацию детей, относящихся к группе риска. Были проведены исследования, отражающие современные взгляды на положение созависимых детей и методологию работы с ними. Основные направления работы: формирование у них навыков социальной компетентности, решения проблем, самостоятельности, чувства цели и будущего, а также повышение самооценки. Цель проведенной реабилитации – профилактика возможной будущей зависимости и помощь детям в их собственном выздоровлении.

Чрезвычайно важна своевременная коррекция дефектов эмоциональной сферы у подростков. Для коррекции дефицита восприятия эмоций и повышенного уровня экспрессии гнева применяется индивидуальный тренинг эмоционально-экспрессивных навыков: составление и разгадывание психологических портретов близких людей, описание собственного состояния в различных эмоциогенных ситуациях, тренинг контроля эмоций с помощью различных когнитивных приёмов, релаксации, аутотренинга. Основная цель коррекционной работы очевидна: личностный рост, осознание собственных чувств и мотивов действий, принятие себя и других, причастность к группе и т.п. Реабилитационная работа с членами семьи зависимого проводится с целью вовлечения их в персонализированные программы выздоравливания, учитывающие их проблемы и боль.

Диапазон помощи созависимым детям и подросткам постоянно расширяется. Появляются новые методики, постоянно, по мере накопления знаний и опыта, изменяются уже отработанные способы. Приемные родители могут получить необходимые знания по проблеме воспитания детей из алкогольных семей в нашем Центре.

Нет одного правильного пути, поэтому важно двигаться и расширять формы помощи созависимым детям и подросткам. Детям из алкогольных семей очень важно понять: как научиться управлять своей жизнью,а мы, ,взрослые,можем им в этом помочь.