Полевые испытания

Вертянкина Ольга Викторовна,

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

 

«Для самопознания необходимо испытание:

никто не узнает, что он может, если не попробует».

Сенека

Вот и закончилось наше волонтерское лето – лето 2019 года. В этом году оно было для нас, «серебряных волонтеров, жарким. Мы прошли полевые испытания.

В течение учебного года наша волонтерская группа работала по программе «Бабушкина школа». Мы проводили добрые уроки для детей младшего школьного возраста. Экспериментальной площадкой стала для нас школа «Дневной пансион-84». С детьми мы обсуждали проблемы взаимоотношений с близкими для них людьми, анализировали правила и традиции, которые помогают сделать общение дома и в классе эмоционально  комфортным, рассматривали конструктивные способы решения конфликтов, искали причины лжи и способы решения проблем, возникающих со сверстниками, склонными обманывать друзей. Условия для занятий с детьми были идеальные. Ребята с нетерпением ждали очередного урока и с удовольствием включались в каждую тему.

С наступлением каникул мы поставили задачу провести аналогичные уроки в школьных и детских оздоровительных лагерях. Воспитатели и вожатые встретили нас радушно. И это неудивительно. Взрослые знают, что летом в игровой форме дети могут научиться тому, что сделает их отдых приятным, вот и поддержали идею раскрыть темы, которые помогут ребятам посмотреть со стороны на свои отношения с друзьями-приятелями, предпочитаемые способы поведения в конфликтных ситуациях, привычки, позволяющие укрепить здоровье и мешающие вести здоровый образ жизни.

Поначалу было трудно. Уроки проходили не в специально оборудованной аудитории, а на открытой площадке, в беседке или  в зале для праздничных мероприятий. Казалось бы, какая разница, где работать, главное - чтобы детям было интересно. Но, как выяснилось, организация пространства влияет на отношение детей к занятиям. Дети младшего школьного возраста легко отвлекаются, подростки любят поспорить. Да и кому хочется летом учиться! Кроме того, отряды в летних оздоровительных лагерях  - не сплоченный класс, а недавно созданная группа, поэтому работать как команда пока не может.  

Что ж, на такой случай у нас был с собой «спасательный круг» - веселые игры и мудрые притчи. Игры помогли не только заинтересовать детей серьезной темой, но и включить их в дискуссию, где каждый свободно высказывался, не опасаясь получить «двойку». Притчи воспринимались как сказки и побуждали детей задуматься над тем, что раньше оставалось без внимания.

Конечно, мы преподносили наш урок не так, как в школе. Мы говорили ребятам, что привезли им интересную игру, в которую они вряд ли играли раньше, и если игра понравится, они смогут в нее играть в течение всей смены. Мы предлагали послушать не поучительную притчу, а необычную историю, которая может случиться с каждым. Мы спрашивали детей о том, что они думают о главных героях, и как бы поступили на их месте.

Мы исходили из того, что искренний интерес у детей может вызвать только то, что им важно сейчас, а не пригодится когда-нибудь потом во взрослой жизни. Наверное, именно поэтому самой актуальной оказалась тема о дружбе и приятельстве. В детской и подростковой группе всегда есть те,  с кем хочется дружить, и те, кто пока еще дружить не научился, кто привлекает внимание сверстников и вожатых нарушениями дисциплины. К ним тоже можно найти подход.

Мы не давали готовых решений. Дети сами находили варианты решения проблем и радовались своим находкам. Мы проводили уроки, играючи, и благодаря этому успешно прошли полевые испытания.

 Волонтерское лето закончилась неожиданно быстро, от этого немного грустно. Но оно подарило нам  яркие впечатления и свежие идеи, которые мы воплотим в  работе с учащимися школ Кировского района в новом учебном году. А главное, лето помогло нам понять, что мы многое можем и это здорово!