Критика как способ познания

Вертянкина Ольга Викторовна

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

 

О чём бы ни зашёл случайный разговор,
Он тут как тут — и сразу просит слова:
«Зачем и от кого поставлен здесь забор?
Что там поёт Петух? «Кукареку» не ново!
Козе — бубенчик? А Коню — хомут?
Где демократия? Где равноправный труд?
Гусиный выводок — не выводок, а каста!
Я не могу молчать! Довольно! Хватит! Баста!»
Восторженный галдёж пошёл среди Ворон:
«Как смело говорит! Как независим он!
 Вот это критика! Жаль только, голос тонок!…»
Не удивительно, что голос тонок был, —
То на дворе испытывал свой пыл
Самонадеянный молочный Поросёнок!
        

Сергей Михалков

 

Одной из самых ярких тем в группе дистанционной психологической поддержки для граждан пожилого возраста стала тема отношения к критике. Ее инициировала бабушка, воспитывающая 14-летнюю внучку – успешную в учебе, приятную в общении, но болезненно воспринимающую  критические замечания. Дома к ней подход нашли, с раннего возраста критиковали и критикуют очень аккуратно. Но если  замечания делают подруги, бабушка не знает, как утешить и чем помочь. Как защитить ребенка от критики, и какие слова поддержки могут быть действенными? Так был поставлен вопрос перед нашей группой.

По своему опыту знаю, любители покритиковать встречаются на каждом шагу. Особенно их много среди людей неуспешных, которые не смогли получить от жизни то, о чем мечтали. В глубине души они чувствуют себя неудачниками. Критику используют как возможность доказать самим себе, что они не так уж плохи. Есть закономерность: чем более ущербным  себя чествует человек, тем больше высказывает критических замечаний в адрес окружающих.

 Несмотря на то, что взрослые люди понимают мотивы критиканов, они все равно расстраиваются из-за колких слов, которыми те так и сыплют.  Могут ли взрослые, не умеющие сопротивляться разрушительной критике, воспитать в своих детях и внуках разумное к ней отношение? Конечно, нет. Взрослые способны научить детей только тому, что умеют сами.

У бабушки, обратившейся к нам за помощью, в процессе групповой дискуссии появилась возможность проанализировать собственное отношение к критике, впрочем, как и у всех участников, включая меня.

Я отношусь к критике как к плохой погоде. Конечно, хочется, чтобы меня принимали такой, какая я есть, делали комплименты, хвалили. Но если вдруг пошел дождь, то есть посыпались замечания, я сразу открываю зонтик  – задаю себе вопрос: «Зачем человек это делает?»

Часто ответ лежит на поверхности – чтобы подавить меня и самоутвердиться. Разумеется, я ему этого не позволяю.  Но иногда рассуждая, я нахожу и другие ответы: чтобы выплеснуть накопившиеся негативные эмоции; чтобы сделать свое окружение для себя более комфортным; чтобы дать мне подсказку, которая поможет изменить что-то в моей жизни.

Если вдуматься, в любой критике есть рациональное зерно, надо только отказаться от осуждения критикана и постараться понять, какой скрытый смысл заложен в его высказываниях. Молодежь редко задумывается о смысле критики и не пытается найти «плюсы» в том, что кажется  неприятным. И здесь на помощь могут прийти взрослые.  

Девочке-подростку вместе с бабушкой нужно ответить на несколько вопросов: Как ко мне относится человек, который меня критикует? Чего он мне желает? Что из сказанного я могу принять и использовать, а что лучше всего проигнорировать? Отвечая на эти вопросы, можно получить ценную информацию о тех, кого считаешь своими друзьями, и узнать немало интересного о себе.

Например, можно неожиданно для себя обнаружить, что рядом находятся не друзья, а завистники, которые каждый раз, наступая на «любимую мозоль», испытывают радость от того, что доставили неприятность. В таком случае критические замечания как горькие пилюли могут вылечить от иллюзии. Сколько их понадобится, заранее неизвестно. Но лечение можно считать завершенным с того момента, когда пилюли перестанут казаться горькими, то есть критические замечания не будут вызывать неприятных переживаний.

Я думаю, критика как лакмусовая бумажка проявляет истинное отношение человека к окружающим, достаточно внимательно послушать, что он говорит о людях и, главное, как говорит. Если он постоянно ими не доволен, значит, не доволен самим собой. И все его замечания адресованы не им, а самому себе.

 Критика – один из инструментов познания мира человеческих отношений, поэтому я убеждена в том, что детей от критики защищать не надо. Детей надо учить разбираться в людях, понимать мотивы их поступков и определять оптимальную дистанцию в отношениях с каждым. Чтобы обучение было успешным, родителям надо строить доверительные отношения и быть рядом тогда, когда ребенок просит о помощи.