Наши проблемы и наши возможности

Щетинина Елена Владимировна,

опекун, Кировское подразделение

«Благоприятная возможность скрывается

среди трудностей и проблем»

(Альберт Эйнштейн)

Вот уже три года я опекаю внучку Валерию. Ей я посвящаю все свое свободное время. Лера быстро меняется. Казалось бы, еще вчера ей было 8 лет, а сегодня уже 11. Мне приходится совмещать работу с домашними заботами. Надо все успевать. Но, главное, успевать за изменениями Леры и быть всегда эмоционально рядом.

Чтобы предупредить проблемы, связанные с подростковым возрастом внучки, я стала читать книги о воспитании и посещать семинары-практикумы для опекунов, на которых познакомилась с «серебряными» волонтерами. Волонтеры проигрывали конфликтные ситуации, что позволяло сделать семинары наглядными и эмоционально насыщенными. Очень хотелось с ними подружиться. Но в условиях дефицита времени это казалось слишком сложным. Из-за работы некоторые семинары приходилось пропускать, жаль, но ничего не поделаешь…

Три месяца назад в социальной сети «Одноклассники» открылась группа дистанционной психологической поддержки. Первая тема была посвящена защите от мошенников. Я с удовольствием включилась в дискуссию. И с радостью обнаружила в составе группы своих старых знакомых – «серебряных» волонтеров. Они, как всегда, были оптимистичны и рассудительны, делились своим жизненным опытом, писали содержательные комментарии и поднимали настроение.

Группа стала расти не по дням, а по часам. Никогда на семинарах-практикумах не было столько участников, как в дистанционной группе. А у меня решилась проблема с посещаемостью, ведь заходить в группу можно в любое время суток, сколько угодно читать и перечитывать статьи психолога, знакомиться с мнениями участников дискуссии и высказывать свою точку зрения. В выходные я изучаю материалы и обсуждаю их с внучкой. В будни пишу комментарии по ночам.

Первой темой, которая нас удивила, стала тема «Дети-герои Великой Отечественной войны», приуроченная к празднованию 75-летия Победы. Статья о ровеснице Леры – Наде Богдановой, которая бесстрашно воевала в тылу врага, произвела сильное впечатление. В комментариях многие участники группы публиковали свои истории о детях-героях, но образ Нади Богдановой оказался для нас с Лерой самым ярким.

Потом мы с внучкой изучали много разных тем, которые начинались с практической задачи, поставленной кем-то из участников группы, то есть с описания конкретной проблемной ситуации и классического вопроса: «Что делать?»

Мы размышляли и спорили, рассматривали варианты решения проблемы и возможности, которые открывает проблемная ситуация для тех, кто в ней оказался. Мы учились на чужих ошибках, чтобы не допускать свои.

А ведь это жизненная закономерность: сначала появляется проблема, затем открываются возможности для ее решения, если, конечно, не пустить дело на самотек, а приложить усилия.

В группе дистанционной поддержки участники прилагают усилия в той степени, в какой хотят и могут. И каждый имеет право вынести на обсуждение свою проблему, оставаясь при этом анонимным. Я этим правом пользовалась дважды. С нетерпением ждала советов и рекомендаций группы, с воодушевлением читала итоговую статью психолога, а потом еще долго оставалась под впечатлением.

От жизненных проблем не убежишь. Они были, есть и будут всегда. Важно, как к ним относиться. Если понимаешь, что каждая проблема таит в себе новые возможности, обязательно находишь решение. А групповые занятия служат катализатором для тех, кто хочет двигаться вперед.