В Кировском подразделении КЦСОН Самарского округа 27 марта прошел семинар-практикум для замещающих родителей на тему: «Семейное воспитание: строгость или жестокость».
Кульминацией встречи стала сцена из психологической практики, которую сыграли «серебряные» волонтёры: «Второклассница получила «двойку». Бабушке сказала, что её не спрашивали. А затем, вместо того чтобы выполнять домашнее задание, увлеклась любимой игрушкой. Позвонив учительнице и узнав правду, бабушка решила наказать внучку…»
Игра волонтёров вызвала бурную дискуссию. Что это? Строгое отношение, которое принесёт ребёнку пользу или жестокое обращение, которое оставит в душе эмоциональную рану? Опекуны пришли к единому мнению, что жестоко лишать ребёнка возможности общаться со сверстниками из-за «двойки». В отношении «идеального наказания» мнения разделились. Одни считали, что опекаемых детей вообще нельзя наказывать, потому что они уже пострадали, оставшись без родительской любви и заботы. Другие утверждали, что наказать надо и за лень, и за ложь, иначе в подростковом возрасте девочка перестанет учиться.
Дискуссией управлял педагог-психолог, поэтому в споре родилась истина – грань между строгостью и жестокостью тонкая, наказание должно быть мудрым. Важно помочь решить проблему, но не причинять боль ребенку и не ущемлять его потребности.
Семейное воспитание невозможно без наказаний. Вопрос в том, чем становится наказание для ребёнка - наказом или казнью. Всё зависит от того, какой стиль воспитания выбирают родители, - считает волонтёр Ольга Викторовна Вертянкина, сыгравшая девочку.
В жизни я не смогла бы быть такой строгой, какой была в роли, - рассказывает волонтёр Вера Васильевна Кузина, - Моя героиня была необходима опекунам для анализа собственных способов воспитания детей. Некоторые узнали в ней себя. И чем больше опекуны спорили, тем больше осознавали не только ошибки, но и свои возможности в воспитании детей.
По завершении встречи «серебряные» волонтёры подарили опекунам памятки-листовки с рекомендациями, направленными на предупреждение жестокого обращения с детьми.