Четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей и методы «помощи» ребенку

По материалам  книги Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком. Как?"

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. Как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Разные причины внешне проявляются одинаково. Для того, чтобы выявить истинную причину непослушания и плохого поведения, родителю нужно обратить внимание на собственные чувства. При разных причинах эта родительская реакция разная. Переживания родителей – своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

 

Причина и смысл «трудного» поведения ребенка

Чувство родителя при повторном непослушании и неподчинении ребенка

Методы «помощи» ребенку

1

Борьба за внимание (лучше внимание в виде замечаний и наказаний, чем никакого)

 

Раздражение

Необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания.

2

Борьба за самоутверждение, противостояние против чрезмерной родительской власти и опеки (лучше сделать неправильно, но самому)

Гнев

Следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. В переходный период воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения.

3

Желание отомстить. (Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!..)

 

Обида

Нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить.

4

Потеря веры в собственный успех. (нечего стараться, все равно ничего не получится)

Безнадежность, отчаяние

Перестать требовать  «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Найдите доступный для него уровень задач. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его  поощрить,  отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов.

 

Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять их.

Первопричины плохого поведения

Причины негативного поведения - это разрушительные эмоции: гнев, злоба, агрессия. Разрушительные эмоции – чувство вторичное, и происходит оно от переживаний совсем другого рода, таких как страдательные чувства: боль, страх, обида.

Причина возникновения боли, страха, обиды – в неудовлетворении потребностей. 

Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Он ждет от нас подтверждений того, что он – хороший, что его любят, что он может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами - это базисные стремления ребенка и вообще всякого человека.

Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост. В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких.

Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов.

Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.

Наказание ребенок чаще всего воспринимает как сообщение: «Ты плохой!», критику ошибок – «Ты не можешь!», игнорирование – «Мне до тебя нет дела», и даже – «Ты нелюбим».

Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ

1. Безусловно принимать ребенка.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется самостоятельно.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.

10. Обнимать не менее 4-х, а лучше 8 раз в день.