Почти взрослые

Наталья Васильевна Верхотурова

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

 

«Наставники, которым кажется, что они понимают молодежь,

 - чистейшие мечтатели. Юность вовсе не хочет быть понятой,

она хочет одного: оставаться самой собой»

(Эрих М. Ремарк)

 

         Нелегкое дело быть родителем или педагогом подростка. Иногда подростков трудно  понять, наверное потому, что они и сами себя  в этом возрасте понимают с трудом.

В этом году мы, волонтеры, получили уникальный опыт общения с шестнадцатилетними ребятами – первокурсниками Поволжского строительно-энергетического колледжа им. П. Мачнева. В этом колледже мало девочек. Есть группы, полностью состоящие из мальчиков. Нам казалось, что будет трудно – с мальчиками всегда сложней, чем с девочками. Кроме того, подростки предпочитают общаться с молодыми педагогами, а не с представителями старшего поколения.

Сомнения и опасения развеялись после первого же занятия. Все определил тот шаг, который мы сделали интуитивно, – стали разговаривать с ребятами не как учителя с учениками, а как старшие друзья. Мы предложили обсудить ряд ситуаций, которые часто встречаются в жизни и вызывают недоразумения и конфликты в отношениях с самыми близкими людьми - родителями и друзьями. Именно их слова отдаются болью в душе и заставляют делать глупости.

 Несмотря на то, что подростки видели нас впервые, они легко пошли на контакт и включились в дискуссию. Многие из них признали, что под влиянием эмоций совершают необдуманные поступки, о которых потом сожалеют, но не всегда признают свои ошибки и, наверное, поэтому их повторяют. В ходе беседы ребята сумели найти и проанализировать альтернативные способы поведения в трудных для них жизненных обстоятельствах.

К своему удивлению мы обнаружили, что практически все первокурсники знают о существовании телефона доверия, но обращаться за помощью предпочитают к близким людям: чаще к друзьям, реже – к родителям. Возможно, это связано тем, что подростки не привыкли общаться с психологами, доверять тем, кому стоит довериться, когда захлестывают эмоции. А может быть, это особенность возраста – лучше доверяться другу, которому проще тебя понять.

Печально, в выборе друзей они пока не разборчивы. Как показали наши встречи, ребята не всегда задумываются, кто и почему называет себя их другом, особенно если это дружба в социальных сетях. Доверившись такому другу, можно вместо помощи получить эмоциональную травму. И тогда подросток становится таким незащищенным! Ведь в душе он еще ребенок, который постоянно меняется, взрослея и обретая свой жизненный опыт.

Иногда родители и педагоги не успевают увидеть этих изменений и говорят подросткам, что они еще маленькие. А они почти взрослые. Но это «почти» – долгий путь, который нужно пройти, чтобы научиться твердо стоять на ногах.

Главный вывод, к которому мы подводим ребят, – безвыходных ситуаций не бывает, выход есть всегда. Многие проблемы можно решить, а лучше предупредить их появление.  Именно поэтому с подростками надо чаще общаться на разные жизненные темы, погружать в проблемные ситуации, задавать вопросы, вслушиваться в ответы, побуждать их думать, спорить и учить отстаивать свое мнение. Только так они могут получить опыт, необходимый для  взросления.