Эффективная защита

Вертянкина Ольга Викторовна

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

              «Хамы немного похожи на наваждения:

 если не уделять им внимания, они 

быстро тускнеют, а иногда даже

исчезают – по крайней мере,

из твоей жизни…»

Макс Фрай

Говорят, лучшая защита – нападение. Наверное, именно поэтому в общении мы часто наблюдаем оскорбительное поведение одних людей по отношению к другим, а иногда сами подвергаемся грубым нападкам. От кого или от чего защищаются агрессивные люди?  Возможно, от своих нерешенных проблем. Выплескивая негатив на окружающих, они испытывают облегчение, а пострадавшие чувствуют эмоциональную боль.

 Родители учат детей не обращать внимания на тех, кто их оскорбляет. Но сами, столкнувшись с хамством, ощущают себя совершенно беспомощными. Об этом шла речь на одном из занятий группы психологической поддержки для граждан пожилого возраста. Бабушка-опекун пожаловалась на агрессивных соседок, которые всегда находят повод для публичного скандала. Можно ли защититься от грубости и хамства? На этот вопрос мы искали ответ в ходе групповой дискуссии.

Многие опекуны считают, что от скандалистов следует держаться подальше, а окружать себя надо только доброжелательными людьми. Однако в жизни это не всегда получается. Рано или поздно каждый из нас проходит испытание хамством.

Хамство – это своеобразный тест на прочность и человечность. Некоторые из нас, подвергаясь грубым нападкам, ведут себя по принципу «око за око, зуб за зуб», то есть отвечают агрессией на агрессию. Но, как показывает практика, если с хамом разговаривать на его языке, он начинает обвинять нас в хамстве. Получается порочный круг: защищая себя, мы тоже нападаем и создаем условия для новых нападок.

Я не люблю скандалов, поэтому предпочитаю вести себя с хамами вежливо. Отвечая на вопросы, которые мне задают в агрессивной форме, делаю вид, что не слышу и намека на агрессию. Иногда прошу повторить вопрос, будто не понимаю, о чем меня спрашивают, или уточняю, правильно ли я поняла то, что мне было сказано. И даже не пытаюсь перевоспитывать грубияна, потому что уверена, что он жаждет скандала, а замечания и нравоучения только подольют масла в огонь.

По моим наблюдениям, вежливость выбивает агрессивно настроенного человека из намеченной колеи, он теряет контроль над ситуацией. Не получив ожидаемой реакции, либо меняет тон, либо отправляется искать того, кто пойдет у него на поводу.

Поддерживать разговор в вежливой манере мне помогают шаблонные фразы. Например, подчеркивая: «Я ценю Вашу точку зрения», «Это важное замечание», я показываю, что готова продолжать диалог, но уже в другом тоне. Иногда демонстрирую полное согласие с колкостями собеседника, которые он использует в мой адрес, и тем самым останавливаю поток брани. Хаму нет смысла мне что-то доказывать, ведь он считает, что уже одержал победу. Я же остаюсь при своем мнении.

Погасить разгорающийся конфликт можно с помощью юмора. Лучше всего отшутиться. Если остроумная мысль не приходит в голову, можно сделать вид, что грубость собеседника выглядит как своеобразная шутка. Обычно я с улыбкой отвечаю: «А Вы – шутник! Здорово меня развеселили» или «Оригинальная шутка. Можно ее позаимствовать?» Грубиян понимает, что все, что он сказал, было мимо цели.

Ранимым людям в качестве защиты можно использовать фразу: «Вам почти удалось меня обидеть». Правдивое высказывание с оттенком иронии, как правило, полностью дезориентирует хама. Он не понимает, достиг цели или нет и прекращает ругаться.

Если на вас нападают, лучшая защита – это не нападение, а перехват инициативы. Невозмутимо и вежливо верните собеседнику то, с чем он пришел, а пусть сам решает, как к этому относиться. Благодаря такому подходу, вы сохраните душевное равновесие и на своем примере научите детей эффективной защите от хамства.