Деньги в жизни детей

Антонова Елена Ивановна

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

 

«Каждый мечтает с детства

Богатство иметь свое.
Но деньги – для жизни средство.
А вовсе не цель ее.

И каждый лишь то имеет,
С точностью до гроша,
Чем пользоваться умеет,
Чего достойна душа»

И. Тютюкин

 

Деньги – важная часть нашей жизни, но немногие родители готовы давать ребенку деньги, чтобы он, экспериментируя, мог научиться с ними разумно обращаться.

В группу дистанционной психологической поддержки обратилась бабушка восьмилетней девочки. Внучка, узнав, что ее подруге родители дают деньги на мелкие расходы, тоже захотела иметь «свои» деньги. Дедушка пообещал, что будет поощрять внучку за «пятерки», которые она получает очень редко. Бабушка с ним не согласилась. Ведь учится ребенок для себя, а не для взрослых.

Нужны ли детям карманные деньги? Можно ли поощрять деньгами отличную успеваемость?На эти вопросы участники группы давали неоднозначные ответы. А я обратилась к личному опыту.

Мой внук хотел иметь «свои» деньги с шести лет. Сначала завидовал ребятам, у которых были карманные деньги. Потом появилось желание почувствовать себя взрослым. Ребенку почему-то казалось, что деньги в бабушкиной сумке есть всегда. Так почему бы и ему не стать обладателем такой же необыкновенной сумки или волшебного кошелька!

Конечно, не хотелось, чтобы внук чувствовал себя «хуже других». Но мы не пошли у него на поводу, потому что понимали – не зная цену деньгам, он станет тратить на что-то ненужное, а мы будем наблюдать, как то, что нам досталось трудом, уходит в никуда. Но, посмотрев на ситуацию с другой стороны, пришли к выводу: ребенку надо познавать мир, а значит, пробовать пользоваться деньгами, чтобы научиться ими разумно распоряжаться. 

Сначала мы стали учить внука делать покупки. Брали его с собой в магазин, наполняя корзину, акцентировали внимание на ценах, давали возможность расплатиться на кассе. Иногда отправляли одного за хлебом. Всегда спрашивали сдачу. Для нас было важно сформировать у него серьезное отношение к деньгам.

Когда убедились в том, что ребенок умеет пользоваться целевыми деньгами, определили, какую сумму можем ежедневно выделять на мелкие расходы. Для него это были карманные деньги, для нас – учебные.

Разумеется, в доверительной беседе внук рассказывал о том, как он распорядился «своими» деньгами, поэтому ситуация всегда оставалась под контролем. Если он тратил деньги бестолково, мы не ругали, а спокойно разбирали ошибки и мягко советовали, как можно поступить в следующий раз. Старались, чтобы каждая бессмысленная покупка стала для него ступенькой в практическом обучении.

Большим шагом в понимании того, откуда берутся деньги, стало для внука посещение моей работы. У меня появилась возможность привлечь его к выполнению самых простых обязанностей, и я ею воспользовалась.  К обоюдной радости внук оправдал доверие.

 Начальник, увидев серьезное отношение к делу, сказал, что он хорошо поработал и кое-что заработал. Так иллюзия о «волшебном» кошельке развеялась окончательно. Теперь ребенок точно знал, откуда у бабушки деньги, и на своем опыте почувствовал, что без трудовых вложений денег не бывает. А еще он понял, что «свои» деньги – это не выданные взрослыми на мелкие расходы, а заработанные.

Успеваемость у моего внука всегда была средняя.  Но мы никогда даже не пытались стимулировать ее деньгами. Почему? Потому что мы говорим ребенку, что он учится для себя, а денежное вознаграждение за каждую «пятерку» будет свидетельствовать об обратном. Лучше всего стимулировать личные достижения по итогам четверти: похвалить ребенка за то, в чем преуспел; устроить маленький семейный праздник; подарить то, о чем он мечтал или выделить деньги на заслуженный приз, который он выберет самостоятельно.

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок распоряжался деньгами рационально. Но не каждый понимает, что воспитание разумного отношения к деньгам – это не одномоментный акт, а длительный процесс, в ходе которого ребенок постепенно учится относиться к деньгам ответственно. Помочь ему в этом может информация о семейном бюджете.

Ребенку стоит знать, как распределяются деньги в семье: сколько необходимо на питание, сколько – на оплату коммунальных услуг, медикаменты, отдых в выходные дни, его просьбы купить «что-нибудь вкусненькое», а также нужды родителей. Ведь у них тоже есть свои потребности и интересы, удовлетворить которые без денег невозможно.

Если ребенок в курсе, какой подарок ко дню рождения хочет кто-то из взрослых, и у него появилось желание вложить в него часть «своих» денег, предоставить такую возможность просто необходимо. Дети, которые могут позволить себе что-то купить для самых дорогих и близких людей чувствуют себя по-настоящему взрослыми и учатся не только брать, но и отдавать.