Влияние детско-родительских отношений на учебную мотивацию школьников

Статья подготовлена педагогом-психологом ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Октябрьское подразделение Смирновой М.И.

 

Современные школьные преобразования повлекли за собой всё более высокие требования к учащимся:  программы обучения постоянно усложняются и требуют от ребёнка максимальной концентрации и усилий, поэтому все чаще учителям приходится сталкиваться с проблемой отсутствия учебной мотивации у школьников. Такая тенденция может возникать во всех классах и создавать опасность снижения уровня образования в стране

К сожалению, современная ситуация в социуме такова, что система психолого-педагогической подготовки родителей недостаточно развита и эффективна. Кроме того в современном обществе возрастает тенденция перекладывания родителями ответственности за воспитание и обучение на педагогов  при поступлении ребёнка в школу.

Работая более десяти лет с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально-опасном положении, можем отметить, что большинство детей, воспитывающихся в таких семьях, имеют проблемы с обучением.  И даже не с самим обучением как таковым, сколько с мотивацией, с желанием приобретения новых знаний. В таких семьях часто встречаются зависимое поведение родителей, грубость в отношении,  равнодушие родителей к детям и к их образованию. Безусловно, все эти факторы снижают или вовсе сводят к нулю какое-либо желание учиться, чего-то довиваться. Ребенок, привыкший к высокому эмоционально-отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – на это энергии у него просто не хватает.

Тем не менее, и в семьях социально благополучных часты случаи снижения учебной мотивации детей. Почему же так происходит? Кроме сознательного целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера, полностью все семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования и, конечно же, что самое главное, ценностные ориентации. Поэтому любая, даже малейшая, деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка и, соответственно, сказывается на его учебной мотивации.  А ведь учебная мотивация является залогом успешного будущего учащегося,  формирования активной жизненной позиции. И всё это напрямую зависит от института семьи.

Родители в большинстве случаев интересуются непосредственно учением детей, их успехами и следят они в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в шко­ле, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли  ими  учителя. От того, что родители не вникают в содержание дея­тельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (а видят только количественный фактор - много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной само­оценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завы­шенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их: «Опять ты хуже всех, раз «пятерку» не получил»,  «Ничего из тебя не выйдет», «Глупый ты, не то, что другие дети» и т. п. Согласитесь, сложно долго сохранять адекватность самооценки и веру в себя, когда самые близкие, самые значимые люди так постоянно говорят. Другие родители, поддерживая завышенную самооценку своего ребенка, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям, но никак не взаимодействовать со школой и разобраться в самой сути проблемы – а почему так произошло и что с этим делать?

В этой статье мы не будем рассматривать детей с так называемой «органикой», которая подчас может сильно сказываться на успеваемости и мотивации, а коснемся нормотипичных детей. Безусловно, рассеянность ребенка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны несформированностью процессов произвольной регуляции в силу каких-либо мозговых дисфункций, но также и тем, что значимые члены семьи слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребенок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со значимыми взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведет себя подобно их образцу поведения. Соответственно, если значимый взрослый не проявляет никакого интереса к чему-либо новому, то он невольно учит своего ребенка делать то же самое.

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что мотивация учебной деятельности напрямую зависит от типа отношений, которые царят в семье. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Без сомнения семья для детей необходимая среда полноценного развития и успешного социального становления. От того как ребенок чувствует себя в родном доме, насколько интенсивно общаются с ним взрослые, во многом зависят темпы его умственного и волевого развития.

Помимо этого, хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям, которые наверняка помогут в преодолении «учебных» трудностей:

1.       Каждый день спрашивайте ребёнка, что было в школе, что нового он узнал. Сделайте такие разговоры привычкой, пусть  ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.

2.       Предложите  помощь  в выполнении  какого-либо задания.  Именно помощь, а не выполнение задания вместо ребенка. Например, можно обсудить план сочинения, помочь ребенку расставить смысловые акценты в чтении стихов и прочее.

3.       Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное:  что больше всего запомнилось? Что  понравилось, а что нет? Читайте вместе с детьми книги по ролям.

4.       Старайтесь правильно оценивать знания  и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых. Ребенок должен верить в свои силы и свои возможности.

5.       Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится. Помните, мы уже говорили о том, что ребенок, особенно в младшей школе, идентифицирует себя со значимыми взрослыми и ведет себя подобно их образцу поведения.

6.       Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были  тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?

7.        У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином  своего рабочего уголка.

8.       Чрезмерные нагрузки отнимают энергию. Нет необходимости делать что-то сверх того, что задано в школе. И не увлекайтесь чрезмерно дополнительным образованием ребенка. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.Он – ребенок и детство должно быть полноценным.

9.       Исключите все отвлекающие факторы. Выключите телевизор, музыку, когда ребенок выполняет домашнее задание (особенно это касается младших школьников).

10.  Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка.

 

Еще с древних времен главная роль в жизни человека всегда отводилась  семье. Не удивительно, что и сегодня именно семья является центральным звеном в социализации ребёнка, а родители являются неотъемлемой частью в механизме педагогического процесса. Именно они закладывают основу развития личности, формирования её ценностей и идеалов. В дальнейшем все эти качества развивает и укрепляет школа. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учебы ребенка. Поэтому связь между семейным и школьным институтами всегда должна быть взаимной и прочной.