Детская открытость: проблемы и возможности

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Антонова Елена Ивановна

 

«Пусть твоя книга будет открытой наполовину

 –  открытой для всех, доступной для каждого,

и пусть другая половина книги будет тайной,

 в которую допускаются лишь редкие гости»

 (Ошо)

         Дети, как маленькие зеркала, отражают самые яркие черты характера родителей. Но, в отличие от зеркала, каждый ребенок привносит в отражение что-то свое, поэтому родители учат на личном примере одному, а в результате получают от ребенка совсем другое.

         В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка десятилетнего мальчика. Ее внук растет очень открытым: легкий в общении, щедрый, искренний, оптимистичный, быстро сходится со сверстниками, занимается спортом, участвует в общественной жизни класса и всегда говорит то, что думает, поэтому часто попадает в неприятные ситуации. Недоразумения и конфликты долго не переживает, обиды быстро забывает, зла ни на кого не держит и ничего в своем поведении не меняет. Каждый раз взрослые чувствуют себя неловко и не знают, как объяснить ребенку, что нельзя быть слишком открытым.

         Участники группы обратились к своему жизненному опыту. А я прониклась сочувствием к бабушке, потому что мой внук столкнулся с аналогичной проблемой еще в дошкольном возрасте, и на ее решение у нас ушел не один год.

         С раннего детства мы учили ребенка быть правдивым, и он всегда говорил то, что думает. В кругу близких это было безопасно. А среди мало знакомых людей – рискованно. Бывало, по отношению к нашему дошколенку не дети, а взрослые проявляли агрессию только потому, что он говорил вслух то, чего они слышать не хотели.

         Дома мы объясняли, что правду говорить нужно: самым дорогим и близким – всю и всегда, чужим – не всю и не всегда, то есть кое-что не договаривать. Сложнее всего было растолковать, что именно не стоит озвучивать, из-за чего старшие могут выражать недовольство. Приводили конкретные примеры, предлагали поставить себя на их место, показывали проблемную ситуацию глазами сторонних наблюдателей.  

         Сейчас, мой внук почти взрослый, ему скоро 14 лет. Иногда он ошибается и позволяет себе быть искренним там, где это неуместно, но с возникшими трудностями справляется самостоятельно.

         По моим наблюдениям, недоразумения возникают из-за того, что детскую непосредственность, бесхитростность и прямолинейность взрослые часто воспринимают как бестактность. И хотя это проблема непонятливых взрослых, задача родителей – не пытаться оправдать ребенка, а научить его воспринимать неприятности как условия, необходимые для того, чтобы открывать в себе и в людях что-то новое, важное, ценное. А затем – устанавливать с каждым оптимальную дистанцию в общении. С одним человеком строить доверительные отношения. С другим проявлять осторожность, поменьше говорить, побольше слушать и чаще обращаться к своей интуиции. Только разобравшись в том, что из себя представляет новый знакомый, открывать ему свои чувства и делиться самыми сокровенными мыслями.

         Есть замечательная притча об открытости, которая может стать напутствием для многих подростков.

         «Однажды к мудрому старцу пришла молодая, красивая девушка и сквозь слезы пожаловалась: «Я всегда по-доброму обхожусь с людьми, стараюсь помочь, чем могу. И хотя я со всеми приветливая и искренняя, часто вместо благодарности и уважения принимаю от людей обиды и горькие насмешки. Иногда они даже враждуют со мной. Это так несправедливо, так обидно. Посоветуйте, что мне делать».

         Мудрец посмотрел на красавицу с улыбкой и предложил ей раздеться донага и пройтись по городу в таком виде. Девушка возмутилась и ответила, что ни в коем случае не станет этого делать. Тогда старик сказал: «Вот видишь, появиться на людях, обнажив свое тело ты боишься. Так почему же ходишь по миру с обнаженной душой? Она у тебя, как распахнутая дверь, поэтому все, кому не лень, без спроса входят в твою жизнь. А если видят в добродетелях твоих, как в зеркале, отражение своих пороков, то стараются унизить тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек всегда враждует с праведником».

         «Так что же мне делать?» - спросила девушка.

         «Пойдем, я покажу тебе свой сад», - предложил старец.

         Когда они вошли в сад мудрец сказал: «Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал, как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них…

         Так и ты будь подобна цветку: раскрывай свое сердце перед людьми неспеша, незаметно. Смотри, кто хороший человек и достоин быть твоим другом, кто делает добро, тому и открывай свою душу. Но если ты видишь, что люди грубы, непорядочны и неблагодарны, не пускай их в свою жизнь.      Грубых людей нужно держать за запертой дверью своей души…»

         О чем эта притча? Быть открытым и уметь открываться – не одно и то же. Тот, кто не умеет открываться, получает эмоциональные травмы и может закрыться. Причем закрыться навсегда и утратить возможность строить доверительные отношения.

         Умение открываться приходит с опытом. Детские непосредственность и искренность – условия необходимые для формирования взрослой открытости, которая позволяет жить в гармонии с собой и ближними. Я призываю родителей быть внимательными и терпеливыми к своим детям, которые хотят быть открытыми миру, но пока еще не умеют. Только с помощью любящих взрослых дети могут сохранить и развить в себе это ценное качество.