Направления деятельности специалистов по социальной реабилитации родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями

Зам. директора ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»

З.П. Герасимова

Педагог-психолог отделения информации, анализа и контроля

ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»

к.пс.н. И.Р. Рамазанов

 

Проблемы, возникающие в семье с появлением ребенка с ментальными нарушениями, оказывают сильное влияние не только на психическое и эмоциональное состояние родителей, но и на состояние детей. Неправильное воспитание «особенного» ребенка в семье, методы воспитания, рассчитанные на нормотипичных детей, могут явиться источником грубых вторичных отклонений в развитии «особенных» детей. Поэтому основной целевой задачей деятельности специалистов по социальной реабилитации родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями, является создание условий в семье для полноценного развития ребенка, воспитание такой личности, которая сможет полноценно существовать в современном обществе.[1]

В рамках социальной реабилитации родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями осуществляется:

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- психокоррекционная работа с родителями.[2]

Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематическая деятельность по формированию у родителей (законных представителей) совокупности знаний, умений и навыков, способствующих удовлетворению потребностей ребенка с ментальными нарушениями.

Целью психолого-педагогического просвещения является обеспечение адекватных микросоциальных условий развития «особенного» ребенка.

Обучение родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями, направленное на профилактику отклонений в поведении и развитии ребенка, проводится педагогом-психологом, социальным педагогом, логопедом-дефектологом, специалистом по социальной работе.

Психолого-педагогическое просвещение родителей реализуется в форме:

- лекционного занятия;

- семинара-практикума;

- группового занятия (тренинг, круглый стол и т.д.);

- индивидуальных консультаций.[3]

В рамках психолого-педагогического просвещения с родителями проводятся лекционные и семинарские занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по вопросам развития, воспитания и обучения своих «особенных» детей. Привлечение в качестве выступающих врачей-психиатров, клинических психологов, логопедов-дефектологов, социальных работников, ученых и успешных практиков повышает значимость лекционных и семинарских занятий для родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями.

Принимая активное участие в работе круглых столов и иных дискуссионных площадок, родители (законные представители) детей с ментальными нарушениями находят ответы на волнующие их вопросы, знакомятся с современной психологической и педагогической литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы.[4]

Лекционно-просветительскую работу необходимо сочетать с практическими занятиями, на которых родители (законные представители) детей с ментальными нарушениями приобретут необходимые практические компетенции по формированию тех или иных умений и навыков у своих «особенного» детей:

- социально-бытовых навыков;

- санитарно-гигиенических навыков;

- социокультурных знаний;

- социально-средовых знаний и т.д.

На индивидуальных консультациях родители (законные представители) детей с ментальными нарушениями получают рекомендации:

- по содержанию и методам развивающей и воспитательной работы в семье;

- организации домашнего режима «особенного» ребенка;

- налаживанию взаимоотношений ребенка с другими взрослыми членами семьи;

- порядку установления взаимодействия «особенного» ребенка с другими детьми в семье и за ее пределами.[5]

Не зависимо от формы мероприятий по психолого-педагогическому просвещению родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями, в указанном направлении деятельности специалистов, как правило, выделяют три последовательных этапа.

Первый этап направлен на привлечение родителей «особенного» ребенка к учебно-воспитательному процессу. Необходимо убедить родителей ребенка с ментальными нарушениями в том, что только благодаря их усилиям можно достичь положительных результатов в развитии.

Второй этап сводится к формированию увлеченности родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями процессом развития своего «особенного» ребенка, раскрытием перед ними возможности поиска инновационных подходов к обучению и воспитанию ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

Третий этап характеризуется созданием родителями (законными представителями) детей с ментальными нарушениями адекватных микросоциальных условий развития «особенного» ребенка.[6]

 

Наглядно, этапы социальной реабилитации родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями на основе психолого-педагогического просвещения представлены на рис. 1.

  

Рисунок 1. – Этапы психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями

 

Психокоррекционная работа с родителями (законными представителями) детей с ментальными нарушения проводится в целях профилактики эмоционально-психологического выгорания родителей «особенных» детей и гармонизации внутрисемейных отношений. В связи с этим деятельность специалистов (педагогов-психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе) должна быть направлена:

- на формирование новых жизненных ориентиров у родителей (законных представителей) «особенных» детей;

- коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей (законных представителей) «особенных» детей;

- гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи с другой стороны, членами семьи и социальным окружением.[7]

Коррекционная работа реализуется специалистами в форме групповой работы (тренинг, круглый стол, групповая дискуссия и т.д.) и индивидуальных занятий.[8]

Перед педагогом-психологом в рамках психокоррекционной работы с родителями (законными представителями) детей с ментальными нарушениями стоит целевая задача по формированию новых жизненных ориентиров у родителей «особенных» детей, улучшению семейного микроклимата, решению внутрисемейных и межличностных конфликтов.

В процессе психокоррекционной работы с родителями (законными представителями) «особенных» детей, педагог-психолог осуществляет социально-психологический патронаж семьи, социально-психологическую диагностику внутрисемейных отношений, социально-психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений, социально-психологическую коррекцию внутрисемейных отношений.[9]

Проводимая педагогом-психологом групповая работа в форме тренинга, круглого стола, групповой дискуссии и т.д., в первую очередь, должна быть направлена на профилактику эмоционально-психологического выгорания родителей «особенных» детей.

Феноменологический анализ процесса «выгорания» позволяет специалисту реализовать типовую модель профилактики эмоционально-психологического выгорания у родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушения, включающую в себя ряд последовательно выполняемых этапов.[10]

Диагностический этап. В ходе данного этапа диагностируется эмоционально-психологическое выгорание у родителей (законных представителей) «особенных» детей и определяется стадия указанного процесса.[11]

Этап ситуативной разгрузки — с нее начинается процесс купирования эмоционально-психологического выгорания у родителей (законных представителей) «особенных» детей. К этому процессу относятся меры, ориентированные на изменение поведения, целью которого делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота. Далее педагог-психолог должен переключить внимание родителей с внешних условий на их установку к позиции «родителя», на структуру смысла, определявшую до сих пор их субъективную жизнь. Постепенно в ходе анализа происходит выращивание аутентичных экзистенциальных установок родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями.

Ситуативная разгрузка позволяет рассмотреть проблемы «выгоревших» родителей не как возникшие вследствие патологии ребенка, а как результат сущностных парадоксов человеческого существования, т.е. как экзистенциальные проблемы и предоставить не ключ к решению проблемы, а возможность прийти к соглашению со своей жизненной ситуацией, такой, какая она есть, во всех присущих ей противоречиях, а также предоставляет возможность помочь им вновь открыть в себе внутренние силы.

Этап группового взаимодействия позволяет родителям «особенных» детей прояснять стереотипы действий, препятствующие решению проблем, устанавливать более эффективные взаимоотношения с окружающими. В процессе группового взаимодействия используются ролевые игры, элементы психодрамы, приемы эмпатического слушания, невербальной коммуникации и т.д.

Завершающий этап предусматривает подведение итогов проводимых мероприятий. Осуществляется повторное диагностическое исследование родителей (законных представителей) «особенных» детей. Принимается решение о необходимости дальнейшего психологического сопровождения.

 

Графически, модель профилактики эмоционально-психологического выгорания родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями, представлена на рис. 2.

 

  

Рисунок 2. - Модель профилактики эмоционально-психологического выгорания родителей «особенных» детей

 

В профессиональную компетенцию педагога-психолога также входит проведение совместных групповых и индивидуальных занятий с «особенными» детьми и их родителями с целью укрепления их взаимопонимания, активизации творческого подхода родителей к воспитанию своего ребенка, развития уверенности в успехе своей деятельности.[12]

Совместные занятия с детьми и их родителями призваны обеспечить гармонизацию внутрисемейных отношений. Педагогом-психологом решаются задачи оптимизации детско-родительских отношений. При этом осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим «особенным» ребенком. Кроме того, в процессе проведения совместных занятий с ребенком и его родителями педагогом-психологом реализуется:

- формирование адекватного отношения к проблемам ребенка, а именно: постепенное исключение гиперболизации проблем «особенного» ребенка, представления о бесперспективности его развития, а также переориентировка родителей с позиции ожидания «чуда» на позицию воспитания и развития ребенка;

- коррекция психологического состояния родителей: состояние переживания неуспеха, связанное с ментальными нарушениями ребенка, должно постепенно перейти в понимание возможностей «особенного» ребенка, в радость его «маленьких» успехов;

- осуществление личностного роста родителей в процессе взаимодействия со своим «особенным» ребенком и повышение их самооценки в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.[13]

В рамках коррекционной работы с родителями (законными представителями) детей с ментальными нарушениями социальный педагог совместно с педагогом-психологом решает целевую задачу по гармонизации отношений между «особенным» ребенком и его родителями, с одной стороны, и иными членами семьи с другой стороны. Как правило, социальный педагог проводит социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическую диагностику и социально-педагогическую коррекцию.[14]

Целевая деятельность социального педагога по выстраиванию гармоничных отношений между матерью и ребенком с ментальными нарушениями, с одной стороны, и членами семьи с другой стороны, реализуется в ходе проведения групповых и индивидуальных занятий с родителями особенных детей, а также совместных групповых и индивидуальных занятий с детьми и их родителями, иными членами семьи.[15]

Проводимая социальным педагогом коррекционная работа, организационно состоит из ряда последовательных блоков, различающихся по своим задачам.

Первый блок «Ориентировочный» — направлен на актуализацию потребности у родителей и иных членов семьи к освоению навыков позитивного взаимодействия с «особенным» ребенком.

Второй блок «Обучающий» — призван активизировать потребность родителей и иных членов семьи к освоению навыков позитивного взаимодействия с «особенным» ребенком.

Третий блок «Коррекционный» — направлен на формирование конструктивного стиля взаимодействия родителя и иных членов семьи с ребенком и гармонизации детско-родительских отношений.[16]

В начале и в конце приведенных циклов мероприятий, деятельность социального педагога должна быть направлена на занятия с родителями с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских взаимоотношений. В середине цикла, мероприятия рассчитаны на совместную деятельность детей и их родителей, иных членов семьи, и направлены на формирование конструктивного стиля взаимодействия с «особенным» ребенком, гармонизацию детско-родительских отношений.

 

Схематичная последовательность коррекционной работы социального педагога по гармонизации отношений между матерью и ребенком с ментальными нарушениями, с одной стороны, и членами семьи с другой стороны приведена на рис. 3.

  

 

 

Рисунок 3. – Этапы коррекционной работы социального педагога по гармонизации детско-родительских отношений

Результирующим эффектом деятельности социального педагога по гармонизации детско-родительских отношений между «особенным» ребенком и его родителями, членами семьи является:

- построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с «особенным» ребенком, позволяющим расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми путем повышения их сензитивности к детским переживаниям;

- приобщения родителей и членов семьи ребенка с ментальными нарушениями к базовым знаниям о потребностях и поведении «особенных» детей;

- развития навыков коммуникации в процессе межличностного взаимодействия.

Целевая задача специалиста по социальной работе в ходе коррекционной работы с родителями (законными представителями) детей с ментальными нарушениями, сводиться к исполнению роли посредника между членами семьи «особенного» ребенка и социальным окружением. В связи с этим, специалист по социальной работе должен выступать в роли защитника законных прав и интересов детей и их родителей, помогать родителям в решении социальным проблем, оказывать помощь родителям и иным законным представителям «особенных» детей, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и т.д.

Принимая самое непосредственное участие в практической деятельности педагога-психолога, социального педагога по социальной реабилитации родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями, специалист по социальной работе содействует социальному педагогу в проведении социально-педагогического консультирования, социально-педагогической диагностики и социально-педагогической коррекции.[17]

Важно, чтобы педагог-психолог, социальный педагог и специалист по социальной работе осознавали, что каждая семья индивидуальна; иметь в виду, что родительские представления, представления членов семьи «особенного» ребенка о содержании развития и воспитания ребенка с ментальными нарушениями могут быть несколько иными, чем у специалистов. Поэтому для плодотворной работы педагогу-психологу, социальному педагогу, специалисту по социальной работе следует глубоко изучить семью «особенного» ребенка, стараться использовать все разнообразные формы работы с родителями, членами семьи ребенка, а не ограничиваться профилактическими беседами «три раза в год».

Наглядно, целевые направления деятельности специалистов в рамках коррекционной работы с родителями (законными представителями) детей с ментальными нарушениями представлены на рис. 4.

  

Рисунок 4. – Целевые направления деятельности специалистов в рамках коррекционной работы с родителями «особенных» детей

 

При всем разнообразии форм проведения коррекционной работы и психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей с ментальными нарушениями главными остаются следующие принципы:

- систематичность проведения мероприятий;

- их целевое планирование;

- учет родительских запросов;

- ориентированность на конечную цель.

Итак, в результате грамотной и последовательной реализации мероприятий по социальной реабилитации семьи ребенка с ментальными нарушениями у родителей, должно измениться отношение к своему ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим - понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы, у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании и развитии своего особенного ребенка.

Родителям же «особенных» детей можно дать такие рекомендации:

1. Конечно же, услышать такой диагноз для своего ребенка – это ужасный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, злость, отчаяние, тоска. Но все же придется принять этот факт, а хорошей поддержкой может стать общение с другими родителями «особенных» детей.

2. Нужно четко разделить свои возможности с тем, что сделать невозможно и, не опуская рук, искать пути решения задач и средства.

3. Целесообразно собрать как можно больше информации из различных научных источников, чем и как можно помочь своему ребенку, что конкретно следует предпринять, куда обращаться. Опыт других семей бесценен, общайтесь с ними.

4. Узнайте об услугах, которые оказываются на государственном и общественном уровне семьям воспитывающих «особенных» детей и пользуйтесь ими.

5. Думайте не об ограничениях, а о возможностях своего ребенка, что он может и что ему нужно, чем его порадовать. В ваших силах помочь ему стать самостоятельным и социализироваться, насколько это возможно.

6. Ни в коем случае не изолируйте свое ребенка от других людей, ни детей, ни взрослых.

7. Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах может быть ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с малышом, а в соответствии с возрастом.

8. Необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Цель обучения – развитие и воспитание, то есть ребенок должен овладеть речью, письмом, социально-бытовой самостоятельностью.

9. Не ждите чего-то особенного от всех ваших усилий, какого-то сверхрезультата, радуйтесь самому малому прогрессу. Но и останавливаться на достигнутом не следует. Даже если вы понимаете свое чадо по отдельным словам, для коммуникации с другими и социальной адаптации этого мало. Двигайтесь дальше, не опускайте руки  и не потакайте лени ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 21.02.2020 № 66 «О внесении изменений в приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 08.02.2019 № 59 «Об утверждении основных требований к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг, оказываемых в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, а также сформированных в виде курса реабилитации».

2. Абабнех О.Н. Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии // Молодой ученый. — 2019. — № 6. — С. 164-168.

3. Влах Н.И., Данилов И.П. Система психологической профилактики и помощи лицам с синдромом эмоционального выгорания / Медицина в Кузбассе Серия «Психология». - 2017. - №, - С. 55-62.

4. Крушная, Н.А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития: монография. – Челябинск: Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-т, 2017. – 211 с.

5. Неруш Т.Г. Основные этапы изучения феномена выгорания / Изв. Сарат.ун-та. - 2017. - Т. 17, вып. 4 - С. 454-459.

6. Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья / Сб. материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 819-822.

7. Платонова С.В., Прокопьева М.М. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 269–273.

8. Репринцева Е.А., Галич А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / Baikal Research Journal. — 2017. —  № 1.

9. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 160 с.

10. Шелехов, И.Л. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методический комплекс. - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2014. - 264 с.



[1]Абабнех О.Н. Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии // Молодой ученый. — 2019. — № 6. — С. 164-168.

[2]Платонова С.В., Прокопьева М.М. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 269–273.

[3]Шелехов И.Л. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методический комплекс. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2014. - 264 с.

[4]Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья / Сб. материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 819-822.

[5]Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 160 с.

[6]Платонова С.В., Прокопьева М.М. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью / Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 269–273.

[7]Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья / Сб. материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - № 5. - С. 819-822.

[8]Шелехов, И.Л. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методический комплекс. - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2014. - 264 с.

[9]Приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 21.02.2020 № 66 «О внесении изменений в приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 08.02.2019 № 59 «Об утверждении основных требований к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг, оказываемых в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, а также сформированных в виде курса реабилитации».

[10]Влах Н.И., Данилов И.П. Система психологической профилактики и помощи лицам с синдромом эмоционального выгорания / Медицина в Кузбассе Серия «Психология». - 2017. - №, - С. 55-62.

[11]Неруш Т.Г. Основные этапы изучения феномена выгорания / Изв. Сарат.ун-та. - 2017. - Т. 17, вып. 4 - С. 454-459.

[12]Репринцева Е.А., Галич А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / Baikal Research Journal. — 2017. — № 1.

[13]Крушная, Н.А. Отношения в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития: монография. – Челябинск: Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-т, 2017. – 211 с.

[14]Приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 21.02.2020 № 66 «О внесении изменений в приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 08.02.2019 № 59 «Об утверждении основных требований к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг, оказываемых в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, а также сформированных в виде курса реабилитации».

[15] Шелехов, И.Л. Методы активного социально-психологического обучения: учебно-методический комплекс. - Томск: Томский гос. пед. ун-т, 2014. - 264 с.

[16]Репринцева Е.А., Галич А.В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития дошкольного возраста / Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 1.

[17]Приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 21.02.2020 № 66 «О внесении изменений в приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 08.02.2019 № 59 «Об утверждении основных требований к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг, оказываемых в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, а также сформированных в виде курса реабилитации».