Легко ли быть отличником?

Вертянкина Ольга Викторовна

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

 

«Куда полезнее изучать не книги, а людей»

  (Франсуа де Ларошфуко)
 

         Умение учиться – один из самых важных навыков, который приобретают дети в процессе обучения. Однако успехи в учебе не дают ребенку гарантии, что он будет чувствовать себя в классе эмоционально комфортно. Почему отличникам труднее, чем троечникам построить отношения со сверстниками? С этим вопросом обратилась в группу дистанционной психологической поддержки бабушка-опекун двенадцатилетней Вики.

         Девочка всегда была первой ученицей, потому что способная и организованная. Казалось бы, с ней не будет никаких проблем. Однако в пятом классе проблемы неожиданно появились. Сверстники стали дразнить Вику заучкой. Даже близкая подруга Алена, чтобы угодить одноклассникам, иногда называет ее всезнайкой.

         В окружении Вики есть девочки, с которыми ее связывают общие интересы, правда, немного старше. Бабушка советует подружиться с ними. Но внучка переживает из-за не сложившихся отношений с одноклассниками и спрашивает: «А как же Алена? Мы с ней вместе с первого класса». Она не хочет терять подругу. Чем же может помочь бабушка?

         Участники группы не давали советов, а рассуждали. Те, у кого внуки-отличники учатся в начальной школе, предположили, что причина трудностей Вики в недоработках педагогов. Девочка страдает, потому что учителя не следят за дисциплиной. Бабушки, которые когда-то сами были отличницами, обратившись к своему жизненному опыту, утверждали, что проблема Вики в неуверенности. Она тратит силы и время на подготовку домашних заданий, а надо учиться общаться. Если Вика станет вести себя в коллективе немного проще, сверстники к ней потянутся.

         Все это верно. Но есть еще один нюанс: не всегда заучки и зубрилки становятся отличниками. Чаще всего на «отлично» учатся те, кто понимают, что они делают и зачем. Отличники – это успешные ученики. А успешным людям часто завидуют. Причем в любом коллективе: в школьном классе, студенческой группе, на производстве. Завистники обычно чувствуют себя неуспешными, поэтому успехи окружающих воспринимают болезненно. Чтобы защититься от чужого успеха, они начинают злословить. На них не надо обижаться, лучше воспринимать их, как плохую погоду: неприятно, но – не беда. Именно на такое отношение к злопыхателям бабушка должна настраивать внучку.

         Возможно, когда девочки и мальчики станут старше, кто-то из них поймет, что вел себя некрасиво, но кто-то так и будет злословить. Не стоит торопить события. Жизнь сама расставит все на свои места.

         Вике нужно набраться терпения, сохранять спокойствие и учиться отпускать проблемы. Не игнорировать, не забывать, а отпускать. Чтобы объяснить участникам группы, что такое «отпускать», психолог предложил проанализировать притчу.

         «Как-то профессор неожиданно начал урок с того, что взял в правую руку стакан с водой, который был наполнен лишь наполовину и стал его держать перед собой в вытянутой вперед руке. Посмотрев на группу, он задал вопрос:«Скажите, а сколько граммов может весить этот стакан с водой?».

         Оживившаяся аудитория начала наперебой выдавать свои варианты ответов: пятьдесят, сто, семьдесят пять…Но, учитель не торопился назвать правильный вариант.

         «Вы все, отчасти, правы, но мы, не сможем это узнать, пока не проведем взвешивания… А что бы произошло, если бы я держал стакан в вытянутой руке несколько минут?» –спросил он.

         «Наверное, ничего», –сказал студент с первой парты.

         «А если бы я его не опускал в течение часа?» –изменил вопрос преподаватель.

         «Тогда, ваша рука начала бы уставать, потому что это не очень удобно», –ответила рыжеволосая студентка с галерки.

         «Хорошо. А если бы я стал держать стакан в течение всего дня, то, что бы было с моей рукой?» – не отставал от студентов профессор.

         «Ну, тогда бы ваша рука точно онемела от сильного напряжения, а потом ее свела бы судорога», –ответил за всех долговязый парень с последней парты.    «Подведем итоги… Мы выясняли вес стакана с водой. Скажите, изменился ли его вес?» –взглянув на студентов, спросил хитрый профессор.

         «Конечно же, нет!» –почти хором, выпалили студенты.

         «Так почему же рука начинает неметь, если вес не менялся? И что я должен сделать, чтобы моя рука перестала испытывать этот дискомфорт?» – продолжил свои вопросы профессор.

         «Вам нужно опустить руку и поставить стакан на стол», – после короткой паузы, ответил кто-то из аудитории.

         «Вот именно! Так и нужно поступать в жизни со своими проблемами. Подумайте о них какое-то время, и они – с вами. Если вы будете думать о них долго, то проблемы будут вас преследовать. Чем дольше вы будете о них думать, тем больше они овладеют вашим сознанием, в следствие чего вы словно парализованные не сможете двигаться вперед…»

         О чем эта притча? О типичном подходе к решению проблем. Если попытки решить проблему не увенчались успехом, она кажется неразрешимой.  В подавляющем большинстве случаев люди о ней не перестают думать. Но постоянно думать и переживать – это все равно, что держать стакан с водой в вытянутой руке. Надо рассмотреть возможные варианты выхода из трудной ситуации и позволить событиям идти своим чередом. Необходимо отвлечься, а потом вернуться к размышлениям, и тогда обязательно появится идея, как быть дальше.

         А что делает Вика?  Обижаясь на одноклассников, и цепляясь за дружбу с Аленой, Вика пытается вернуть вчерашний день. Но ведь каждый новый день открывает новые возможности.  Вика, погрузившись в свои переживания, их упускает. Она могла бы начать новые отношения, но держится за старые. Ей надо «опустить руку и поставить стакан на стол».  Не надо ни с кем ссориться, надо посмотреть на себя и своих одноклассников со стороны и признаться себе, что со сверстниками стало неинтересно общаться. А потом сделать шаг навстречу к тем, с кем уже есть общие интересы.

         Быть отличником в школе трудно, но еще труднее быть отличником по жизни: быть собой, идти своей дорогой, использовать любую проблемную ситуацию для личностного взросления, отпускать негатив и наполняться позитивом. А это возможно, если рядом оптимистично настроенный наставник: мама, папа или бабушка-опекун.

         Я желаю всем родителям спокойствия и терпения. На все необходимо время, так позвольте ребенку взять столько времени, сколько ему нужно, чтобы справиться с возникшими трудностями. Будьте образцом для подражания, отпускайте свои проблемы и учите этому детей.