Уроки мужества для внуков

«серебряные» волонтеры Кировского подразделения

Вертянкина Ольга Викторовна,

Каляпух Наталия Дмитриевна

«Май снова землю украшает,

Весенний ветер бьет с полей,

Опять Россия поздравляет

Своих отважных сыновей…»

(Надежда Сальникова)

Ежегодно в преддверии Дня Победы в школах проходят уроки мужества. В этом году мы впервые сами провели несколько уроков для учащихся младших классов на тему «Дети-герои Великой отечественной войны»: рассказывали о мальчишках и девчонках, которые сражались с фашистами наравне со взрослыми, и юных тружениках тыла, которые, не зная отдыха приближали Победу. Инициируя дискуссии, наблюдали за эмоциональными реакциями маленьких благополучателей.

Первое, на что мы обратили внимание: современные дети знают о судьбах пионеров-героев гораздо меньше, чем знали мы в их возрасте. Наверное, поэтому они слушали нас, затаив дыхание и охотно отвечали на вопросы. Самые интересные и довольно противоречивые ответы мы получили на вопросы: «Есть ли место подвигам в мирное время? Способны ли дети в наши дни совершать подвиги?». Об этом мы спрашивали не только учащихся на уроках мужества, но и взрослых, когда проводили уличную акцию «Георгиевская ленточка».

Дети говорили о спасении жизни людей в экстремальных ситуациях и приводили примеры подвигов, совершенных юными современниками. Взрослые делали акцент на достижении глобальных целей и решении серьезных задач: «вырастить детей достойными людьми», «сделать Самару самым чистым городом России», «избавиться от алкоголизма и наркомании»…   А мы удивлялись, насколько по-разному взрослые и дети понимают простое слово «подвиг». Не потому ли у нас так часто возникают недоразумения с нашими внуками, что мы на одно и то же событие смотрим под разным углом зрения? Так что же такое подвиг?

Подвигом является важное по своему значению действие, совершенное в трудных условиях, чаще всего с риском для жизни. Подвиг – это всегда поступок бескорыстный и обязательно несущий благо. В мирное время подвиги чаще всего совершают в экстремальных обстоятельствах, когда решения необходимо принимать быстро, последствия наступают сразу и проявленный героизм становится очевидным для окружающих.

Но если мы обратимся к происхождению слова «подвиг», то обнаружим, что оно образовано от старославянского глагола «подвигнутися», что означает «потрудиться». А труд, как известно, бывает не только физический, но и душевный. Следовательно, серьезная внутренняя работа тоже может считаться подвигом. Для такого подвига не требуется никаких специальных условий, тем более экстремальных. Об этом повествует мудрая притча:

«Однажды к старому Учителю пришел незнакомец. Был он не юноша, но и не преклонных лет. В его глазах ясно читалась печаль прожитой жизни.
«Скажи мне, мудрец», –обратился он к старцу, –«Почему в этом мире нет места подвигу? Я на все готов, ради своей Любви. Но ничего не происходит вокруг. Я вошел бы в горящий дом, чтобы спасти свою Любовь от смерти. Прыгнул бы в стремительные леденящие воды, в след за утопающей. Без промедления отдал бы свою жизнь, лишь бы Любовь моя могла жить. Я много раз говорил, что готов умереть за нее, но слова лишь остаются словами, и я не могу доказать их правдивость...»

Мудрец спросил: «Ты думаешь, что совершить подвиг –это умереть? Скажи мне, был ли ты рядом со своей Любовью, когда ей было грустно? Отказывался ли ты от последнего куска хлеба, видя, что Любовь твоя нуждается? Помогал ли ты ей идти по тернистой дороге, держа за руку и оберегая от падений? Оказывал ли помощь в момент болезни? Молчал ли ты, когда требовалась тишина? Говорил ли ты, когда нужны были слова?»
«Да, все это так», –ответил незнакомец.

«Ждать беды для того, чтобы совершить подвиг, воистину глупо и недостойно мужчины. А то, что ты делаешь, ради своей Любви, как раз и есть подвиг. Ты правильно его не замечаешь, ибо никогда не должны мы бахвалиться тем добром, что делаем. Нужно забывать о сделанном и совершать все новое и новое добро. Если бы ты совершил геройский подвиг, не забыла ли бы твоя Любовь его уже на следующий день?.. Дела твои пусть и не заметны взгляду, но навсегда остаются в долгой памяти».

Мы хотим вырастить детей достойными людьми. Но всегда ли мы учим их быть чуткими и отзывчивыми? Оберегая от невзгод, не создаем ли мы тепличные условия? Взваливая на свои плечи все заботы, не мешаем ли мы им расти сильными? Детям необходим опыт преодоления трудностей, поэтому им надо давать возможность потрудиться: ставить задачи сложные, но посильные и закреплять успех похвалой. Так они обретут уверенность в себе, а уверенность – необходимое условие для личностного взросления.

С детьми нужно делиться своим опытом решения проблем: откровенно говорить о том, с какими трудностями приходилось сталкиваться в детстве, как они отражались на эмоциональном состоянии, были ли минуты тревог и сомнений, что вдохновляло упорно идти к цели, и как это помогло во взрослой жизни.  Обязательно надо рассказывать о боевых и трудовых подвигах не только прадедов, но и юных героев. Подвиги юных впечатляют детей гораздо сильнее, чем подвиги взрослых, потому что взрослые для них –почти совершенство, а дети-герои – обычные мальчишки и девчонки, сумевшие проявить смелость и мужество.

У подрастающего поколения впереди целая жизнь, наполненная яркими событиями и всевозможными испытаниями, жизнь, в которой всегда найдется место личностным подвигам.  Наша задача – помочь детям закалить характер и благословить их на предстоящие свершения.