Опыт работы «серебряных» волонтеров в образовательных учреждениях

педагог-психолог Кировского подразделения

Тонкопеева Елена Григорьевна

«Ученик – это не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь»

(Плутарх)

С 2016 года в Комплексном центре социального обслуживания населения Самарского округа работает отряд волонтеров серебряного возраста «Дар». Волонтеры, имеют личностные ресурсы, позволяющие им сотрудничать с детьми: дарить эмоциональное тепло, вместе решать проблемы в отношениях со значимыми людьми, давать мудрые советы-подсказки, т.е. осуществлять наставническую деятельность. А детям всегда интересно общаться с добрыми бабушками и дедушками.

Потребность волонтеров отряда «Дар» передать свой жизненный опыт подрастающему поколению, с одной стороны, и потребность детей в эмоциональной поддержке старшего поколения, с другой стороны, побудили нас разработать и реализовать в 2018/2019 учебном году социальный проект «Бабушкина школа». Проект был направлен на две целевые группы – детей младшего школьного возраста и волонтеров серебряного возраста. Экспериментальной площадкой стала Школа «Дневной пансион-84».

Включившись в проектную деятельность, волонтеры провели цикл уроков нравственности и доброты для учащихся 3 «Б» класса. Все уроки были построены в форме увлекательных конкурсов, на которых не было проигравших, потому что маленькие благополучатели работали на общекомандный результат. Самыми значимыми темами для третьеклассников стали: «Правила и традиции в семье и школе», «Ложь и фантазия», «Конфликты и их профилактика», «Полезные привычки», «Исполнение желаний».

Интересно, но дети восприняли волонтеров серебряного возраста не как педагогов, а как бабушек, возможно, потому что с ними они удовлетворяли потребности в эмоционально насыщенном общении, принятии, понимании. Каждый раз ребята встречали волонтеров с радостью, расставаясь, спрашивали, когда их снова ждать в гости. А потом захотели вместе с «бабушками-волонтерами» делать добрые дела для детей и взрослых.

Волонтеры отряда «Дар» охотно взяли на себя роль наставников, готовых научить своих юных друзей тому, что с удовольствием делают сами. Третьеклассники организовали волонтерский отряд «Добрые пчелы», и стали волонтерами-стажерами.

В 2019/2020 учебном году появился новый проект «Мастерская «серебряных» дел», направленный на развитие сотрудничества волонтеров серебряного возраста и волонтеров-школьников.

Проектная деятельность включала проведение ряда совместных мероприятий начинающих волонтеров и опытных наставников.

Под руководством «серебряных» наставников «Добрые пчелы» приняли участие:

- в двух уличных акциях, приуроченных к Международному дню детского телефона доверия и Международному дню защиты детей;

- в деловых играх и дискуссиях для опекаемых детей;

- во внеурочных занятиях для первоклассников школы «Дневной пансион – 84».

Вместе со своими «серебряными» наставниками юные волонтеры разработали и уверенно провели несколько позитивных уроков для первоклассников и опекаемых сверстников.  Так, например, раскрывая тему «Давайте жить дружно», они предложили маленьким благополучателям рассмотреть особенности взаимоотношений с друзьями и одноклассниками. Для анализа взяли несколько типичных конфликтных ситуаций, которые часто встречаются в школьной жизни. Результаты оказались интересными и неожиданными.

Благополучатели с удивлением обнаружили, что обычно они ждут от своих друзей понимания и поддержки, а от одноклассников – инициативы в решении конфликтов, но сами еще не научились быть чуткими друзьями и выходить достойно из проблемных ситуаций. Обижаясь на своих сверстников, не замечают, как сами кого-то обижают и вместо того, чтобы делать шаги к примирению, оправдываются. Волонтеры предложили ребятам с помощью родителей и педагогов разработать правила поведения в конфликтных ситуациях, чтобы любое недоразумение заканчивалось не взаимными обидами, а конструктивными выводами.

В конце 2019/2020 учебного года «серебряные» наставники и их юные последователи проанализировали промежуточные результаты проекта «Мастерская «серебряных» дел». Волонтеры отряда «Дар» обратили внимание на то, что отряд «Добрые пчелы» работал как единое целое. Ребята чутко относились к запросам благополучателей, поддерживали друг друга в процессе проведения уличных акций и добрых уроков. Добровольческая деятельность помогла им сплотиться и стать более организованными.

Родители юных волонтеров отметили, что дети, сотрудничая с «серебряными» наставниками, заметно повзрослели. Они с удовольствием готовились к волонтерским мероприятиям, с гордостью рассказывали о том, чему научились, с уважением и благодарностью отзывались о «серебряных» волонтерах. Сами юные волонтеры пришли к единому мнению, что стали друг к другу добрее.

Сегодня проект нашел свое продолжение в совместной работе волонтеров отряда «Дар» с волонтерскими отрядами «Звезды» (Школа №77), «Молодое поколение» (гимназия №1) и «Перспективная молодежь» («Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева). Волонтеры-школьники и волонтеры-студенты охотно перенимают опыт мудрых «серебряных» наставников. А их благополучатели – учащиеся младших классов и первокурсники колледжа –охотно участвуют в дискуссиях, которые проводят волонтеры двух таких разных, непохожих и взаимно дополняющих друг друга поколений.Встречи с волонтерами серебряного возраста помогают детям и подросткам посмотреть на себя со стороны, увидеть свои проблемы в отношениях со значимыми близкими людьми и свои личностные ресурсы, позволяющие превратить проблемы в возможности.