Снова за парты

 «серебряный» волонтер Кировского подразделения

Каляпух Наталия Дмитриевна

Сегодня маленький народ
Встречает новый школьный год.

С утра по тротуарам, по улице любой
Идут ребята парами, цепочкою, гурьбой.

(Агния Барто)

 

         Новый учебный год начинается праздником – Днем знаний. Одним он дарит надежду на новые свершения, другими воспринимается как предвестник новых проблем.

         В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун третьеклассника Максима. В мае Максим не хотел ходить в школу. Бабушка его еле уговорила и теперь переживает, что ситуация может повториться.       С ее точки зрения, проблема в том, что Максима невзлюбила учительница. И все из-за того, что ребенок на уроках физически присутствует, но эмоционально отсутствует, ничего не слушает, не может ответить на самые простые вопросы по новой теме. Учительница ставит Максиму «двойки» и игнорирует советы бабушки о том, как найти подход к ребенку. Может ли опекун помочь опекаемому внуку?

         Отвечая на этот вопрос, участники группы делали акцент на том, что нужно понять учительницу: детей много, она одна, ее на всех не хватает. Это с одной стороны. С другой стороны, неизвестны причины «отсутствия» Максима на уроках. В любом случае, пока два взрослых человека не договорятся, ребенок будет страдать.

         А я вспомнила школьные годы своего подопечного внука. Несмотря на то, что сейчас он учится в колледже, воспоминания о школе еще свежи. Не знаю, то ли нам повезло с учителями, то ли им с нами. Все вопросы, возникающие в процессе обучения, мы обсуждали спокойно. Но мне много раз приходилось общаться с родителями, которые не спешили вникать в проблемы своих детей. Сначала накапливали обиды, а потом предъявляли их педагогам длинным списком: предвзятое отношение к ребенку, отсутствие понимания его тонкой душевной организации. Такие родители в школе осуждали учителей за отсутствие чуткости, а дома ругали детей за то, что те отвлекаются, ленятся и огрызаются. И что в итоге? Испытывая давление с двух сторон, незадачливые ученики окончательно теряли интерес к учебе. Похоже, внук нашей героини оказался в аналогичной ситуации.

         Изучая психологическую литературу, я узнала, что часто школьные проблемы – это результат отсутствия сотрудничества родителей и педагогов. В большинстве случаев родители, склонные обвинять учителей, рассматривают свои отношения с ними как личные, по принципу «любит-не любит». А надо строить деловые отношения и всегда помнить, что их эффективность складывается из умения слушать и слышать друг друга, делать шаги навстречу и верить в успех. Первый шаг, на мой взгляд, должен сделать родитель.

         Чтобы разговор с учителем был конструктивным, к нему надо подготовиться заранее: четко сформулировать и записать вопросы, которые могут прояснить ситуацию; приготовить ручку и бумагу, чтобы зафиксировать ответы; согласовать время встречи и, самое главное, настроить себя на то, что предстоит не спор, а диалог со специалистом, заинтересованным в положительном результате.

         Если у педагога есть претензии к ребенку, родителям не стоит оправдываться, лучше предложить вместе проанализировать ситуацию. Например: «Максим отвлекается на уроках, смотрит в окно, о чем-то мечтает. Давайте подумаем вместе, что является причиной такого поведения, и как мы можем помочь ребенку».

         Очень важно адекватно оценивать свой тон, ведь именно он «делает фразу». Если родитель повышает голос, хмурит брови и интенсивно жестикулирует, даже обычные слова могут быть восприняты как нападки и спровоцировать ответную агрессию.

         Если родитель не согласен с мнением учителя о ребенке, необходимо сохранять спокойствие. Эмоциональная реакция и «справедливые» замечания лишь подольют масла в огонь, и диалога не получится.

         Взрослым нужно помнить, что в треугольнике родитель-учитель-ребенок самой незащищенной стороной является ребенок. Причем это не зависит от того, кто победил в споре. Даже если родитель прав, и сумел «заткнуть за пояс» учителя, учителю проще «отыграться» на ученике, чем найти достойный ответ. Чтобы избавиться от родителя, как от сильного оппонента, ему достаточно ежедневно повторять ребенку очень мягко какую-нибудь жесткую фразу, например: «Я тебя в третьем классе не вижу». Такая тихая уничтожающая холодность может отбить желание учиться даже у того, кто был решительно настроен повысить успеваемость.

         Когда дети поступают в школу, родители вместе с ними садятся за парты. Только учатся они ни читать, ни писать, ни считать, а эмоционально поддерживать детей и выстраивать отношения сотрудничества с педагогами. Каждый новый учебный год – это для родителей еще одна ступень познания своих возможностей в преодолении школьных трудностей. Хочется пожелать им терпения и мудрости.