Талисман на удачу

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Смолькова Любовь Павловна

«Улыбка ничего не стоит, но много дает. 

Она обогащает тех, кто ее получает,

 не обедняя при этом тех, кто ее дарит.

Она длится мгновение, а в памяти остается

     порой навсегда…»           (Дейл Карнеги)

 

         Начался учебный год, и у родителей первоклассников появились новые проблемы. Вместе с детьми они тщательно готовят домашние задания, а дети иногда теряются у доски, разочаровывают взрослых и чувствуют себя неудачливыми.

         В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун шестилетнего Димы. Семь лет ребенку исполнится только в ноябре, но он очень хорошо подготовлен к школе: с удовольствием читает и аккуратно пишет. Но ему плохо даются устные ответы. Дома Дима легко отвечает на любые вопросы, а в школе почему-то мямлит. Как научить ребенка держаться у доски уверенно?

         Казалось бы, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Участники группы говорили о том, что мальчик еще не адаптировался к школе, а взрослые своими переживаниями только мешают ему привыкать к коллективной форме обучения. У Димы пока нет навыков публичного выступления, а это означает, что родителям надо набраться терпения и, если есть возможность, найти драматический кружок. Именно там ребенок получит необходимые умения. Но не все так просто, как кажется.

         Психологи считают, что часто за неуверенностью ребенка лежат непомерно высокие ожидания родителей, особенно если они потратили много сил и времени на подготовку своего малыша к школе, и он проявил незаурядные способности.  Получается, надо работать с бабушкой, а не с внуком.

         Когда мой внук учился в первом классе, среди родителей его сверстников были те, кто считал, что их дети должны успевать на одни «пятерки». Если ответы у доски оставляли желать лучшего, они просили учителя оценивать знания по письменным работам. На мой взгляд такой подход – не решение проблемы, а попытка от нее спрятаться. Чтобы помочь ребенку стать успешным, родителям надо исключить охи и вздохи, постоянно укреплять его веру в себя и учить учиться.

         Мы в свое время играли с внуком в школу, репетировали ответы у доски и ставили за них отметки. Причем старались создать условия максимально похожие на те, в которых ему придется отвечать в классе. Сначала брали на себя роль одноклассников: вертелись и шептались. А потом, подобно строгим педагогам, задавали дополнительные вопросы.

         Конечно, ребенку хотелось, чтобы мы слушали его внимательно и не приставали с вопросами. Но он быстро понял, что в школе ребята не будут сидеть смирно, а учитель обязательно что-нибудь спросит, следовательно, нужно принимать правила игры и тренироваться, как следует. Завершая репетицию, мы всегда подчеркивали сильные стороны выступления «у доски», благодаря чему ребенок знал, что он – большой молодец и сумеет в школе ответить без запинки.

         Однажды на одной из репетиций я подарила своему школяру талисман. Подвела к зеркалу и попросила улыбнуться. Когда внук убедился в том, что улыбка делает его привлекательным, я сказала: «Каждый раз начинай свой ответ с улыбки. Улыбка – это талисман, который ты всегда носишь с собой. Как только почувствуешь себя неуверенно, расправь плечи и улыбнись. Улыбка придаст тебе уверенности, и все получится. Вот увидишь». А потом, отправляя внука в школу, я только напоминала о том, что у него есть талисман, о котором нужно вовремя вспомнить…

         Внук давно взрослый. «Талисман» носит с собой. Говорит, – помогает.