Глупые ошибки – умное решение

«серебряный» волонтер Кировского подразделения

Каляпух Наталия Дмитриевна

«Ошибки замечать немногого стоит:

дать нечто лучшее – вот, что приличествует

 достойному человеку»         (М. В. Ломоносов)

         Говорят, умный учится на чужих ошибках, глупый – на своих. Как лучше поступить родителям, если ребенок повторяет одни и те же ошибки?

         В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун восьмилетнего мальчика, который, прекрасно зная правила, допускает глупые орфографические ошибки и их не замечает. Классный руководитель считает, что проблема ребенка – в медлительности и невнимательности. Может ли бабушка научить внука быть более внимательным и писать грамотно?

         Казалось бы, ничего страшного не происходит. Чтобы грамотно писать, надо больше читать. Но такой совет не устроил некоторых участников группы. Вспоминая свое детство, они утверждали, что делали массу орфографических ошибок, несмотря на то что много читали. Со временем сами всему научились: и ошибки находить, и грамотно писать. Получается, надо просто подождать, когда ребенок подрастет и станет более внимательным? Однако может оказаться, что проблема невнимательности – это логопедическая проблема.

         Как показывает мой личный опыт, иногда за ошибками внимания прячутся именно такие проблемы, поэтому «невнимательного» ребенка надо обязательно показать логопеду. Если он предложит свою помощь, необходимо добросовестно выполнять все дополнительные задания. Мы с внуком в свое время обращались к логопеду, и получили профессиональную поддержку. Конечно, домашней работы у нас стало гораздобольше, зато ошибок –значительно меньше.

         Если никаких логопедических проблем не обнаружится, бабушка может самостоятельно помочь внуку в ходе выполнения письменного домашнего задания. Самое главное – не акцентировать внимание на неправильном написании слов, фиксировать надо только правильное. Например, если ребенок спрашивает, как пишется слово, нужно сразу говорить правильно и полностью исключить фразы вроде «здесь надо писать не «а», а «о», ведь есть проверочное слово…». Если он уже выводит букву «а», нужно подсказать: здесь «о».

         Помимо подсказок, необходимо ежедневно использовать «орфографическое» чтение, то есть чтение по слогам. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда ученик читает с легкостью, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы помочь ему научиться писать грамотно, придется снова обратиться к чтению по слогам.

         Надо попросить ребенка прочитать вслух громко и четко какой-либо текст, но не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. Зрительная, слуховая и моторная память начнут работать в унисон. Ребенок обязательно запомнит, как пишется слово и, выполняя письменное задание, не сделает глупых ошибок.

         Чтобы «орфографическое» чтение было не в тягость, а в радость, следует превратить его в игру, предложив ребенку представить себя малышом, который только начал складывать из букв слоги. Можно составить ему компанию и читать по очереди. Тогда чтение по слогам превратится в забавное занятие и для взрослого, и для ребенка. Главное, – заниматься ежедневно минут по десять и два-три раза в неделю проводить домашние диктанты.

         Особое внимание следует уделить анализу диктантов. Психологи считают, что ошибки нельзя подчеркивать красным маркером: так можно легко и прочно закрепить в памяти ребенка неверное написание. Лучше выписать слова, в которых допущены ошибки, и предложить их прочитать по слогам.

          Если родители отнесутся к трудностям ребенка спокойно, как к временному явлению, и грамотно организуют игры с чтением по слогам, ребенок будет заниматься с удовольствием, и положительная динамика не заставит себя долго ждать. Важно никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно закреплять полученный успех и не скупиться на похвалу. Только позитивное внимание взрослых может помочь детям решить любые школьные проблемы.