Домашнее задание для бабушек и внуков

«серебряный» волонтёр Кировского подразделения

Смолькова Любовь Павловна

 

«Для того, чтобы поставить детей на ноги,

надо снять их со своей шеи»(Ирина Ортнер)

 

         Пока внуки растут, они кажутся нам маленькими. Потом мы неожиданно обнаруживаем, что они стали большими. Но иногда дети, считающие себя почти взрослыми, ведут себя, как малыши: хнычут и делают вид, что не могут обойтись без помощи бабушки.

         В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун пятиклассника Тёмы. Имея хорошие способности, внук успевает в основном на «тройки» только потому, что не хочет добросовестно выполнять домашние задания.

         Каждый день он ждёт, когда бабушка придёт с работы, и они вместе сядут за уроки. Правда, вечером ребёнку заниматься трудно: то голова болит, то спать хочется. Тёма тянет время, работает очень медленно и жалуется на усталость. Бабуля жалеет внука, поэтому часть заданий выполняет за него. И так продолжается пятый год.

         Сколько раз она просила Тёму хоть что-то написать самостоятельно, чтобы вечером оставалось только проверить! Бесполезно. Можно ли как-то убедить ребёнка в том, что он должен сам выполнять свою работу? Ведь программа сложная, бабушка многого уже не помнит и скоро ничем не сможет помочь.

         По своему опыту знаю, что родители часто помогают детям выполнять домашние задания. Когда мой внук был школьником, я тоже ему помогала, но никогда ничего не делала за него. На конкретных примерах объясняла условия задачи по математике, нередко давала подсказки, а решал он сам. Ребёнку трудно давалась история, и я предложила не зубрить даты, а выделять в текстах главные мысли. Любую информацию он легче запоминал на слух, поэтому просил меня ему почитать. Когда читала стихи, схватывал их на лету. Чтобы ребёнок научился писать грамотно, я выполняла упражнения по русскому языку и специально делала множество ошибок, а он проверял и исправлял. После девятого класса внук поступил в техникум, и перестал нуждаться в моей помощи.

         Когда родители берутся помогать детям, им надо всегда помнить о том, что любая помощь временна. Птицы кормят птенцов, чтобы они смогли опериться, вылететь из гнезда и жить самостоятельно. Таков закон природы. Люди, помогая детям, часто сажают их себе на шею, а потом не знают, как снять.

         Похоже, внук нашей героини ещё не скоро повзрослеет. А всё почему?  Потому что она выбрала для себя путь наименьшего сопротивления: проще решить задачку за ребёнка, чем объяснять условия и анализировать ошибки.  В результате, бабушка научила внука беспомощности и безответственности. А ещё – обманывать учителей, выдавая её работу за свою. И теперь сколько бы бабуля не убеждала своего школяра в том, что он учится для себя, вывод будет прямо противоположным: учёба – это то, что нужно взрослым.

         Пока подготовка домашних заданий осуществляется по привычному сценарию, ребёнку нет смысла что-либо менять. Ведь он целый день может спокойно гулять, а вечером гарантирована помощь бабушки. Очень удобно. А от того, что удобно ещё никто добровольно не отказывался. Как быть? Перестать «жалеть» и «помогать». Пусть сам выполняет домашние задания так, как умеет, получает заслуженные «двойки» и исправляет. Другой дороги нет.  Только спотыкаясь, падая и поднимаясь, Тёма будет взрослеть.

         Любой родитель, услышав такой совет, скорей всего, испугается: велика вероятность, что ребёнок ничего не станет делать, и это негативно отразится на успеваемости. Ничего страшного. Главное, сохранять спокойствие и быть последовательными. Если нахватает много «неудов», нужно доброжелательно поговорить о том, в чём он видит причины своих неудач и как собирается выходить из сложившейся ситуации. Если выяснится, что незадачливый ученик не хочет заниматься и ждёт, что домашние задания, как прежде, будут делаться за него, можно ввести необходимые ограничения, предупредив, что все «привилегии» будут восстановлены после того, как он начнёт учиться. Если попросит помочь, оговорить, в чём конкретно будет заключаться помощь, и что он должен сделать к вечеру, чтобы её получить.

         Не исключено, что появятся пробелы, которые будут мешать усваивать новый материал. В этом случае стоит обратиться к репетитору, чтобы он помог их ликвидировать. Обязательно попросить дать рекомендации, которые необходимы ребёнку, чтобы справиться с учебной нагрузкой тогда, когда миссия репетитора будет завершена.

         Любые, даже самые маленькие, успехи ребёнка не должны оставаться незамеченными. За качественную работу, старания и усидчивость надо хвалить. Важно убедить своего школяра в том, что он умный, способный и сообразительный. Детям нужен заряд позитивной энергии, которая исходит от взрослых, а родителям – терпение и вера в возможности ребёнка. Только так можно преодолеть трудности в учёбе.