Как помочь тревожному ребёнку?

«серебряный» волонтёр Кировского подразделения

Вертянкина Ольга Викторовна

 

«Значимы не наши страхи и не наша тревожность,

 а то, как мы к ним относимся» (Виктор Франкл)

 

         Тревога. Само слово заставляет взрослого человека насторожиться. Родители знают, что чаще всего их тревожит. А дети? Почему на фоне достатка и благополучия малыши растут повышено тревожными?

         В группу дистанционной психологической поддержки граждан пожилого возраста обратилась бабушка-опекун пятилетней Кристины. Малышка искренне переживает по незначительному поводу. Если что-то не так – сразу плачет. Дома весёлая и общительная, в гостях тихая и незаметная. Послушная, ласковая, но в отношениях со сверстниками безынициативная. У неё мало подруг, с которыми она с удовольствием играет. Без них Кристина грустит, приходится просить других детей, чтобы приглашали её в свои игры. Воспитатели говорят, что девочка слишком тревожная. Откуда у дошколят берётся тревожность?

         Каждый человек воспринимает жизненные обстоятельства по-своему. Один смотрит на мир с оптимизмом. Другой не верит в удачу. Третий постоянно беспокоится и суетится. Часто родители сами не замечают, как своим примером учат детей видеть опасность даже там, где её нет, то есть тревожиться.

         Иногда тревожность выручает детей. «Не разговаривай с незнакомцами», - предупреждает мама. И ребёнок сторонится чужаков. Наверное, поступает разумно. Ведь он не знает, что у чужого человека на уме.

         Гуляя в парке, я часто наблюдаю за детьми и родителями. Нередко к некоторым взрослым возникают вопросы. Зачем кричат на детей? Почему так много запретов? Понимают ли они, что именно воспитывают в детях?

         Вот бабушка постоянно одёргивает внука: «Не бегай! Не прыгай! Ты сейчас упадёшь и расшибёшься!». Малыш игнорирует призывы бабушки и в один прекрасный момент падает. Лежит, молчит, ещё не знает, как отнестись к падению. Бабушка со всех ног бросается к нему с причитаниями: «Ой, расшибся! Я же тебе говорила!». Ребёнок плачет. Бабуля его утешает. Сама того не понимая, учит внука делать трагедию на пустом месте.

         А вот молодая мама со своим сорванцом. Он тоже не обращает внимания на её предупреждения и падает. Смотрит на маму, ждёт реакции. Она улыбается: «Ну, и чего ты лежишь? Вставай!». Мама растит оптимиста.

         Каждый взрослый воспитывает дитя по своему образу и подобию. Кто-то учит преодолевать трудности. Кто-то ими пугает или на глазах ребёнка сам пугается, а потом удивляется, почему малыш растёт тревожным.

         Если дома тревожно-мнительная обстановка, и родители ведут себя беспокойно, ребёнок обязательно от них «заразится». Если постоянно работает телевизор, ребёнок бесконтрольно смотрит фильмы для взрослых и новостные передачи, то он наверняка напитывается тревогой. Если родители чрезмерно опекают, контролируют каждый шаг, предъявляют высокие требования и без конца делают замечания, ребёнок вынужден соответствовать их ожиданиям. Он всё время находится в напряжении. А ведь дом – это зона комфорта.

         Если реакции взрослых на поведение малыша непредсказуемы и противоречивы, это подливает масла в огонь. Отсюда вывод: чтобы помочь тревожному ребёнку, родителям надо начинать с себя.

         Во-первых, необходимо контролировать свои реакции на жизненные обстоятельства: не охать, не ахать и не причитать по любому поводу. Взрослые должны смотреть на мир оптимистично и как можно чаще повторять: «Ничего, мы справимся».

         Во-вторых, необходимо снизить уровень дисциплинарных требований, иногда позволять ребёнку шалить, возможно, пошалить с ним вместе. Жизнь малыша – это не квест, в котором он должен справляться со всеми задачами. Каждый человек имеет право на ошибку. Пусть ошибается и на ошибках учится. Ребёнка надо чаще хвалить. Причём не только за достижения, но и авансом, чтобы он захотел исправлять свои ошибки.

         В-третьих, детей нельзя жалеть. Если ребёнок встревожен, его необходимо не столько успокаивать, сколько ободрять, чтобы появилась уверенность в себе. Иногда полезно давать ему трудные задания, но такие, с которыми он способен справиться самостоятельно или с помощью взрослых. Преодолевая трудности, ребёнок получает бесценный опыт: понимает, что многое может и укрепляет позитивную самооценку.

         Даже если малыш делает что-то впервые и утверждает, что не умеет, стоит удивиться: «Ты не умеешь?  Почему ты так думаешь, ты же ещё не пробовал? Я знаю, что у тебя всё получится, потому что ты умный и способный. А я тебе помогу».

         В беседах с детьми надо подчёркивать, что каждый человек чего-то не умеет, чего-то не знает, но всему может научиться и, если захочет, добьётся поставленной цели.Если дети постоянно чувствуют дружеское отношение со стороны родителей и педагогов, они быстро учатся новому, в трудных ситуациях сохраняют спокойствие и легко справляются с чувством тревоги.