ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

А.Ю. Зубкова

Заместитель директора ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»

Железнодорожное подразделение

 

Г.М. Хайрулова

Учитель-логопед ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»

Железнодорожное подразделение

 

к.пс.н. И.Р. Рамазанов

Педагог-психолог отделения информации, анализа и контроля

ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»

 

В России каждый третий ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска. И самая многочисленная группа - дети с ментальными нарушениями. Ментальные расстройства – тяжелое нарушение психического развития, при которых страдает способность ребенка к социальному взаимодействию и поведению. У несовершеннолетних с ментальными расстройствами имеется ряд специфических особенностей, проявляющихся в отставании сроков и темпе личностного развития, инертности, пассивности, существенном недоразвитии когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы.

Наряду с нарушением базовых психических функций, для детей-ментальников характерно своеобразное расстройство всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. Одни несовершеннолетние с ментальными нарушениями понимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу, инструкцию, требующую пространственного восприятия, не понимают и не реагируют адекватно. Другие несовершеннолетние с ментальными расстройствами воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, но у них также отмечается недостаточное понимание более сложных речевых конструкций и текста. Они быстро устают и отвлекаются. Несовершеннолетние подростки с ментальными нарушениями довольно часто при коммуникативном взаимодействии демонстрируют не свойственную их возрасту эхолалию. Также у многих детей с ментальными расстройствами наблюдаются вокализации, которые ребенок применяет в качестве аутостимуляции.

В связи с этим, логопедическое сопровождение указанной категории несовершеннолетних направлено на создание благоприятного климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои речевые способности, пробуждение у них интереса к окружающим людям, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.[1]

Основные этапы логопедической работы при ментальных нарушениях у несовершеннолетних сводятся:

- к дифференциации речевых нарушений, обусловленных ментальными расстройствами и сопутствующими синдромами;

- установлению эмоционального контакта с несовершеннолетним;

- активизации речевой деятельности;

- формированию и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

- развитию речи в обучающей ситуации и развитие речи в целом.[2]

Из-за стойкости и сложности речевых нарушений работа учителя-логопеда с детьми с ментальными нарушениями не может начинаться без предварительной подготовки, развития базы для дальнейшей речевой коррекции, в которой участвуют специалисты разных профилей. Педагоги-психологи, социальные педагоги, учители-дефектологи принимают активное участие и в дальнейших этапах логопедической коррекции.[3]

Активизация речевой деятельности у несовершеннолетних с ментальными нарушениями, как показывает многочисленная практика, может реализовываться за счет психомоторного развития. Психомоторное развитие индивида находится в тесной взаимосвязи с развитием когнитивных функций его центральной нервной системы. Поэтому уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, ног, головы, глаз – один из показателей когнитивного развития несовершеннолетнего. Целенаправленно развивая мелкую моторику, предметно-ориентированную деятельность, за счет механизма обратной связи, возможно, простимулировать развитие речи у «особенного» ребенка.[4]

Реализуемые в ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» мероприятия по социальной реабилитации лиц с ментальными нарушениями являются логическим продолжением и дополнением мер медицинской коррекции ментальных расстройств у несовершеннолетних. В рамках программы по реализации стационарозамещающих технологий на базе районных подразделений учреждения функционирую коррекционные и комбинированные (инклюзивные) группы для детей с ментальными расстройствами.[5]

Исключительную эффективность для достижения целей логопедической работы в рамках проводимой групповой работы продемонстрировали кинезиологические упражнения, дающие как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для подготовки базы дальнейшего речевого развития у детей с ментальными нарушениями.

Кинезиологические упражнения включают в себя:

- различного рода растяжки, направленные на нормализацию гипертонуса и гипотонуса мышц опорно-двигательного аппарата;

- телесные движения, снимающие непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;

- упражнение для развития мелкой моторики – стимулирующие речевые зоны головного мозга несовершеннолетнего;

- глазодвигательные упражнения – позволяющие расширить поле зрения, улучшить восприятие, развить межполушарное взаимодействие у ребенка.[6]

Пример описания и выполнения упражнения на растяжку «Снеговик»: «Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу».

Телесноориентированное упражнение «Паровозик»: Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

Важной составляющей комплекса кинезиологических упражнений, являются упражнения на развитие мелкой моторики у детей с ментальными нарушениями.

Описание кинезиологического упражнения на развитие мелкой моторики «Кулак – ребро – ладонь»: Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе. Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.[7]

Наглядный пример выполнения глазодвигательные упражнения «Глаз – путешественник» приведен на рис. 1.

 

Рисунок 1 - Кинезиологическое глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник»[8]

Пример проведения учителем-логопедом занятия в коррекционной группе для детей с ментальными нарушениями с использованием кинезиологических упражнений (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Проведение занятия с использованием кинезиологических упражнений в коррекционной группе для детей с ментальными нарушениями в Железнодорожном подразделении ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа»[9]

 

Кинезиологические упражнения реализуются в эмоционально комфортной атмосфере, если позволяют ментальные особенности детей, то под спокойную музыку. С каждым занятием перечень выполняемых кинезиологических упражнений усложняется, объем заданий увеличивается. Для усложнения заданий применяются различные приемы:

- ускорение темпа выполнения упражнений;

- подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки);

- исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений со слегка прикушенным языком, с закрытыми глазами);

- подключение к движениям рук движений языка или глаз.[10]

Обязательно нужно следить за качеством выполнения упражнений. Лучше сделать меньше, но качественно. Для сохранения интереса детей упражнения можно комбинировать и менять местами. Достаточно включить в одно занятие 5–6 качественно выполненных упражнений. Каждое кинезиологическое упражнение необходимо повторять не менее 6–8 раз. Продолжительность одного занятия зависит от возраста несовершеннолетнего и составляет от 20-25 до 35-40 минут в день.

Дополнительно, хотелось бы отметить, что более чем трехлетний опыт социальной реабилитации несовершеннолетних страдающих ментальными нарушениями на базе ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» продемонстрировал наглядную практичность кинезиологических упражнений в достижении целей логопедической работы с указанной категорией детей. По завершении курса социальной реабилитации в среднем у 61% респондентов достоверно фиксировался прогресс в речевом развитии.

Подводя итог, всему выше изложенному, хотелось бы сказать, что социальная реабилитация несовершеннолетних с ментальными нарушениями – сложный, требующий много сил, времени и терпения, но крайне необходимый в современных реалиях процесс. К тому же, при разных тяжестях ментальных нарушений и возрасте несовершеннолетнего, достижимы различные результаты. Вместе с тем, социализация и адаптация ребенка с ментальными нарушениями, реализация его личностного, познавательного и коммуникативного потенциала диктует необходимость поиска таких способов и технологий, которые позволяли бы подходить к решению поставленных задач комплексно, бережно и эффективно. Внедрение кинезиологических (телесноориентированных) упражнений как формы психомоторного развития несовершеннолетнего в совокупности с традиционными подходами может стать одним из ключевых направлений деятельности в достижении целей логопедической работы с детьми с ментальными нарушениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

1. Распоряжения Правительства Самарской области от 05.04.2021 № 107-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию в Самарской области стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2021 - 2024 годы».

2. Безрукова, О.А., Каленкова, О.Н., Приходько, О.Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Русская речь, 2016. - 112 с.

3. Григоренко, Н.Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 26-38.

4. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб. пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 318 с.

5. Марычева, О.И., Габараева, К.А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности / Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с.

6. Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2016. -106 с.

7. Пляскина, Е.П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ / Е.П. Пляскина // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 75-77.

8. Тарунина, Р.Р. Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений / Р.Р. Тарунина, Н.Ю. Снаткина, Н.А. Новикова, Н.А. Хламова // Молодой ученый. - 2021. - № 23. - С. 345-346.

9. Фото архив деятельности коррекционных и комбинированных групп для несовершеннолетних с ментальными нарушениями районных подразделений ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» (от всех лиц присутствующих на изображениях и их родителей (законных представителей) получено согласие на трансляцию их фотоизображений в СМИ).



[1]Безрукова, О.А., Каленкова, О.Н., Приходько, О.Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Русская речь, 2016. - 112 с.

[2]Нуриева, Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - М.: Теревинф, 2016. -106 с.

[3]Григоренко, Н.Ю. Вариативная организация ранней психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на основе междисциплинарного подхода // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 26-38.

[4]Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учеб. пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 318 с.

[5]Распоряжения Правительства Самарской области от 05.04.2021 № 107-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по развитию в Самарской области стационарозамещающих технологий социального обслуживания граждан, страдающих психическими расстройствами, на 2021 - 2024 годы».

[6]Пляскина, Е.П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ / Е.П. Пляскина // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2015. - С. 75-77.

[7]Марычева, О.И., Габараева, К.А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности / Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с.

[8]Фото архив деятельности коррекционных и комбинированных групп для несовершеннолетних с ментальными нарушениями районных подразделений ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа».

[9]Фото архив деятельности коррекционных и комбинированных групп для несовершеннолетних с ментальными нарушениями районных подразделений ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа».

[10]Тарунина, Р.Р. Развитие детей с ОВЗ посредством кинезиологических упражнений / Р.Р. Тарунина, Н.Ю. Снаткина, Н.А. Новикова, Н.А. Хламова // Молодой ученый. - 2021. - № 23. - С. 345-346.