Кириллова И.Д.
социальный педагог Промышленного отделения
ГКУ СО «Центр социальной помощи
семье и детям Самарского округа»
Обучающий цикл для родителей «Просветшкола»
«Жизненный путь человека можно сравнить с
полетом космического корабля по орбите,
где старт – это детство, стартовая площадка – семья, а от точности и правильности запуска зависит успех всего полёта»
Коломинский Я.Л.
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Сознательное участие семьи в общественном процессе реабилитации – важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями. В Конвенции о правах ребенка отмечается, что его права должны соблюдаться внутри семьи, которая признается естественной средой для роста и благополучия ребенка[1, с. 5-11].
Семья – небольшая социальная группа, основными характеристиками которой являются взаимодействие и слаженность отдельных её членов[2, с. 24-33].
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие учреждения. Поэтому в деятельности любого учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного сопровождения.
В целях создания оптимальных условий реабилитационной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями успешно введена в практическую деятельность Центра «Семья» Промышленного района технология «Просветшкола». Обучающий курс по повышению уровня правовых и психологических знаний «Просветшкола» разработан специалистами Самарской городской общественной организации «Парус надежды» и реализуется в партнерстве со специалистами МКУ г.о. Самара Центр социальной помощи семье и детям Промышленного района.
Это комплекс мер, направленных на активное включение семей, воспитывающих детей-инвалидов в активную социальную жизнь.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ в условиях Центра «Семья», на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
С 2006 по 2015 г. обучающий курс по повышению психологических и правовых знаний «Просветшкола» не теряет своей актуальности. Показателем результативной работы можно считать постоянный набор в группы, количество составляет от 20 до 25 человек, появление на занятиях не только мам, но и других членов семьи – бабушек, пап. Важным достижением обучающего курса считаем поступление 24 мам в высшие учебные заведения по психологическому и педагогическому профилю. «Просветшкола» послужила толчком к созданию трех общественных организаций, таких как «Синегорье», «Клуб молодых инвалидов «Опора», «Интеллект». Многие родители стали волонтерами Центра «Семья» Промышленного района.
В индивидуальной беседе социальный педагог Центра выявляет потребности родителей, информирует их о целях и содержании обучающего курса. Применяемые мотивационные технологии позволяют выявлять родителей, которые затем становятся постоянными участниками занятий.
Набор в «Просветшколу» осуществляется благодаря взаимодействию с учреждениями службы семьи, социальной защиты, общественными организациями, используются Интернет-ресурсы и возможности средств массовой информации.
Цикл занятий состоит из 2-х блоков: 10 занятий по повышению уровня правовой грамотности и 10 занятий по повышению уровня психологических знаний. Курс разработан с учётом запроса родительской общественности и корректируется с учётом требований государственной семейной и демографической политики. С 2010 г. «Просветшкола» включена в городскую целевую программы «Самара – детям: «Мы разные – мы равные».
В рамках занятий освещаются основные законы, регламентирующие жизнь ребенка-инвалида и его семьи. Учитывая тот факт, что многим родителям, воспитывающим детей-инвалидов, непросто ориентироваться в действующем законодательстве, специалисты стараются прокомментировать основные законодательные акты применительно к конкретным житейским ситуациям, с которыми сталкиваются родители.
Родители знакомятся с формами защиты прав ребенка-инвалида и его семьи, рассматривают ситуации, в которых последовательное отстаивание прав ребенка-инвалида приводит к положительным результатам, что должно стимулировать родителей к изучению правовых актов, способов их применения в жизни и настраивать их на активную жизненную позицию.
Родителей информируют о медицинских и социальных подходах к инвалидности, учат практике ведения переговоров, рассказывают о возможностях получения детьми образования. Экспертами по каждой теме выступают представители образовательных и реабилитационных учреждений, представители органов власти. Участники ознакомятся с работой «Школы реабилитации и ухода» социально-реабилитационного Центра для граждан пожилого возраста и инвалидов «Самарский».
В рамках занятий идёт налаживание дружеских контактов, приобретение дополнительных межсемейных связей. Цикл занятий помогает преодолению семьёй ситуации изолированности, способствует снятию у родителей ощущения единственности и уникальности личных трудностей и переживаний. На тематических встречах проходит обмен опытом и полезными советами. Неформальное общение семей, преодолевающих схожие трудные жизненные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей-инвалидов, способствует налаживанию дополнительных социальных контактов семей.
Психологический блок в рамках «Просветшколы» помогает родителям выйти из состояния депрессии, изолированности, замкнутости и состояние безысходности. Практические упражнения, выполняемые в ходе тренингов, активизируют творческие силы, способствуют изменению поведения родителей в определённых ситуациях, дают им надежду на преодоление трудностей. Также на тренингах отрабатываются навыки преодоления стресса, приобретения эмоционального равновесия; происходит выявление скрытых ресурсов участников. Каждый тренинг заканчивается подведением итогов, рефлексией родителей по поводу полученного опыта.
По окончанию занятий тренер фиксирует следующие результаты: повышение уровня уверенности в своих силах, уровня самообразования, социальной активности, родители включаются в общественное движение, появляется готовность родителей получать профессиональное высшее образование. У них меняется самовосприятие, восприятие своего ребенка с беспомощного, несущего переживания, на активного, имеющего потенциал развития.
За формирование активной жизненной позиции родительской общественности, содействие воспитанию у населения толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями «Просветшкола» награждена Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию Дипломом Всероссийского конкурса социальных программ общественных объединений, направленных на реализацию мероприятий в сфере защиты интересов детей-инвалидов.
Авторский коллектив обучающего курса для родителей «Просветшкола», реализуемый в рамках программы «Мы разные – мы равные» принял участие в конкурсе на соискание Национальной премии «Гражданская инициатива».
Список использованной литературы
3.Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М, 2000.
4. Худенко Т.Е. Образовательная программа по правовому всеобучу детей-инвалидов и их родителей. – М, 2006.