Особенности и содержание профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими двигательные ограничения, и их родителями

Устинова Е. В.
к.псх.н. ПГСГА

Особенности и содержание профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими двигательные ограничения, и их родителями

Ежегодно огромное количество выпускников школ приступают к поиску своего будущего профессионального пути. И здесь, на этом этапе наибольшая часть старшеклассников встречается с существенными трудностями, включающим в себя: выбор профиля образования, востребованной и высокооплачиваемой профессии; реализацию своих интересов, способностей и мечтаний; влияние внешнего мнения, а в ряде случаев настоящее давление со стороны родителей, учителей, друзей, средств массовой информации; ограниченные условия профориентационного выбора.
Доктор педагогических наук и профессор С.Я. Батышев характеризует профессиональную ориентацию как процесс целенаправленной деятельности специалистов по формированию у старшеклассников профессиональных интересов и склонностей, оказанию помощи в выборе профессии в соответствии с личными способностями, пригодностью к той или иной профессии, а также с учетом потребностей общества.
Трехфакторная модель выбора личностью будущей профессии в определении американского родоначальника профориентации Ф. Парсонса выглядит следующим образом:

  • будущему молодому специалисту необходимо познать самого себя, свои способности, умения, интересы, притязания, возможности, ограничения и их причины;
  • нужно узнать условия и требования, предъявляемые к профессионалам в выбранной сфере труда, возможности и перспективы в различных направлениях работы;
  • следует разумно соотнести предыдущие факторы, то есть соотнести данные о себе как будущем субъекте труда и требования, предъявляемые профессией.

Особую остроту проблема профориентационного выбора приобретает в семьях, воспитывающих подростков и юношей, имеющих двигательные, речевые, сенсорные или интеллектуальные ограничения. В специальной психолого-педагогической литературе ученые (Л.М. Шипицына,                          И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук) обозначили типичные особенности профессионального самоопределения старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья:

  • овладение какой-либо профессией и последующее трудоустройство является одним из основных способов интеграции их в социальную среду;
  • при выборе профессии выпускники специальных (коррекционных) школ, как правило, ориентируются прежде всего на мнение значимых окружающих людей (родителей, учителей) и только потом на социально-экономическую обстановку и ситуацию на рынке труда, складывающуюся на момент проведения профориентационной работы;
  • старшеклассники, имеющие ограничения, основным внутренним своим недостатком, препятствующим будущей профессиональной деятельности, в большинстве случаев считают свое заболевание.

Безусловно, на выбор профессии оказывает влияние множество факторов, среди которых важным является родительское мнение. Важность влияния родителей на профессиональное самоопределение старшеклассников признается всеми учеными и практиками, изучающими данную проблему, однако это влияние может носить разный характер, как положительный, так и отрицательный. Жизненный и трудовой опыт родителей, их авторитет, образование, уровень материального обеспечения семьи оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение подростков и юношей. Однако родителям необходимо помнить, что у их ребенка есть собственные интересы, склонности и ограничения к определенным видам трудовой деятельности, которые нужно учитывать при профессиональном определении старшеклассника.
Анализируя собственный практический опыт работы с семьями, воспитывающими детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, попробуем описать особенности родительско-детских отношений в таких семьях на этапе профориентации и составить картину профориентационных предпочтений старшеклассников с двигательными нарушениями.
Среди факторов, влияющих на профессиональную ориентацию старшеклассников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, следует назвать: двигательные ограничения (дефектная походка, неловкость мелкой моторики); речевые трудности (медленная нечеткая речь); зрительные и слуховые ограничения; церебрастения (снижение умственной работоспособности, быстрая истощаемость); дефицит коммуникативного опыта; своеобразие эмоционально-волевой сферы и личностная незрелость; изнеживающий стиль воспитания в семье. 
Наша практика показывает, что выбор будущей профессии в значительной степени зависит от тактики воспитания родителей, их позиции, эмоционального отношения к ребенку и его двигательному расстройству, а также – от оценки родителями динамики и перспектив развития своего ребенка. В раннем детстве родители ребенка с двигательными ограничениями, и в первую очередь мать, склонны устанавливать с ним тесную симбиотическую связь и реализовывать потворствующий тип воспитания, чрезмерно опекая его. По мере взросления детей родители не меняют тактику воспитания с учетом их возрастных особенностей, что часто ведет к невозможности самостоятельного выбора будущей профессии.
В случае недостаточно успешной медицинской и педагогической реабилитации ребенка с двигательными нарушениями, его родители постепенно разочаровываются в возможностях своего дитя и эффективности собственных воспитательных действий, стремятся ограничить свое взаимодействие с ним, могут проявлять эмоциональную холодность, враждебные чувства, эмоциональное отвержение. В свою очередь, у подростков и юношей с нарушениями опорно-двигательного аппарата формируются дисгармоничные черты личности, закрепляются несамостоятельность, неуверенность, тревожность, внушаемость, безынициативность, инфантилизм.
Результаты проведения опросника «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого с родителями и опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» Е. Шафера со старшеклассниками позволяют нам назвать гиперопеку – общим типом воспитания в семьях подростков и юношей с двигательными трудностями. Анализ тактики воспитания в семьях подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата показывает предпочтение чрезмерного удовлетворения потребностей ребенка (чаще материального характера), недостаточность требований и санкций, а также неустойчивость системы запретов и воспитательскую неуверенность. Такая воспитательная тактика стимулирует у старшеклассников с двигательными нарушениями рост запросов, повышенный уровень притязаний и создает предпосылки для формирования у них эгоистических иждивенческих установок и потребительской социальной позиции.
Родительская позиция матерей, воспитывающих подростков и юношей с двигательными ограничениями, характеризуется расширением сферы родительских чувств и боязнью потерять эмоциональный контакт с ребенком, что способствует сохранению симбиотических связей между взрослым и ребенком даже в подростковом периоде. Чаще всего матери в таких семьях эмоционально фиксированы на проблемах своего ребенка, его настроении и состоянии здоровья, учебных проблемах.
Сами старшеклассники, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, оценивают родительское поведение как непоследовательное, автономное или даже дистанцированное. В отношениях родителей и школьников в таких семьях отмечается утрата взаимного позитивного интереса и дружеского стиля общения. В эмоциональной оценке старшеклассниками с двигательными нарушениями поведения своих матерей в 60% случаев преобладает директивность и враждебность. Эту тенденцию сами матери объясняют ответственностью за выполнение своего родительского долга и тревогой за будущее ребенка.
Следовательно, конфликтные эмоционально-поведенческие реакции,   дисгармоничные личностные установки старшеклассников с двигательными ограничениями имеют во многом социальный характер происхождения, а именно часто связаны с неэффективным типом и тактикой семейного воспитания, неадекватной родительской позицией, что осложняет процесс выбора будущей профессии.
Пользуясь такими диагностическими инструментами, как: анкета «Мой выбор», дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова и методика диагностики направленности личности Б. Басса, можем составить картину профориентационных предпочтений старшеклассников с двигательными нарушениями. 
Так, в своих анкетах подростки и юноши с двигательными ограничениями, как правило, не могут назвать профессию, которой бы они хотели овладеть после окончания школы. Большинство старшеклассников сомневаются в своей возможности устроиться на работу из-за «ограничений в движениях». Оставшаяся часть школьников недовольны своим внешним видом, что позволяет сделать вывод о том, что учащиеся с двигательными нарушениями имеют бедные представления обо всем спектре профессий, которыми могут овладеть люди с двигательными ограничениями.
Рассмотрим основные мотивы учащихся с двигательными нарушениями в выборе будущей профессии. По мнению старшеклассников, основное влияние на их выбор профессии оказывает: интерес к самой профессии; материальная сторона – зарплата; советы родных, учителей, друзей и знакомых; мечта детств. Менее значимыми для учащихся являются такие мотивы, как: общественное признание; продолжение семейной традиции, востребованность профессии на современном рынке труда; представление о себе, наличие способностей и особых качеств; влияние СМИ.
Предпочитаемыми типами профессии для старшеклассников с двигательными нарушениями являются: тип «Человек-Знак» (в большей степени) и «Человек-Человек» (в меньшей степени).
Предпочтение профессий типа «Человек-Знак» предусматривает склонность к профессиям, связанным с работой с документацией, с переработкой различной информации, представленной в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков и чертежей. Эти школьники любят систематизировать различные сведенья, разбираться в компьютерных программах и склонны выбирать профессии бухгалтера, лингвиста, программиста, корректора, редактора, переводчика, социолога. Психологические требования к данному типу профессий: развитая оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания, сформированное переключение и распределение внимания, усидчивость, терпение, логическое мышление, умение видеть то, что стоит за условными абстрактными знаками.
Предпочтение профессий типа «Человек – Человек» свидетельствует о склонности к общению, оказанию помощи людям или к компенсации дефицита коммуникативного опыта (что более вероятно в условиях социальной депривации детей с двигательными нарушениями). Эти учащиеся готовы работать по профессиям, связанным с обслуживанием людей: библиотекарь, учитель, юрист, врач, экскурсовод, тренер, администратор, парикмахер, менеджер по персоналу. Психологические требования к данному типу профессий: наличие коммуникативных и организаторских способностей, стремление к общению, доброжелательность, отзывчивость, умение сдерживать эмоции, способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, способность разбираться во взаимоотношении людей, умение находить общий язык с разными людьми и умение (талант) убеждения.
Сопоставим реальную картину на рынке труда в России и в г.о. Самара  с профессиональными предпочтениями опрошенных нами учащихся 9-11 классов ГСКОУ школы-интерната №113 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г.о. Самара.
По данным сайта EDUNEWS.RU, посвященного профессиональному образованию, отметим востребованные и высокооплачиваемые профессии на федеральном уровне(таблица 1). Актуальными профессиями на российском рынке остаются те, деятельность которых связана в основном с гуманитарной и, отчасти, с технической направленностью.
Таблица 1.
Профессии федерального уровня

Востребованные профессии

Высокооплачиваемые профессии

1. IT-специалист

1. Менеджер высшего звена

2. Инженер-проектировщик

2. Работник нефтегазовой сферы

3. Педагог

3. IT-специалист

4. Юрист

4. Бизнес-консультант (бизнес-тренер)

5. Медик

5. Аудитор

6. Маркетолог

6. Программист

7. Специалист по персоналу

7. Главный бухгалтер

8. Профессиональные рабочие

8. Стоматолог

9. Специалист индустрии красоты

9. Логист

10. Специалист в экологической области

10. Шеф-повар

Для того чтобы определить, какие профессии сегодня наиболее востребованы на региональном уровне, мы проанализировали данные интернет-источника – reporter63.ru, а также интернет-ресурсного проекта «Работа» 63.ru. В итоге нами был составлен рейтинг наиболее популярных и высокооплачиваемых профессий г.о. Самара (таблица 2).
Таблица 2.
Профессии регионального уровня

Востребованные профессии

Высокооплачиваемые профессии

Менеджер по продажам

Топ-менеджер

Инженер

Риелтор

Квалифицированные рабочие

Водитель-экспедитор

Бухгалтер

Программист 1С

Продавец

Специалист по страхованию

Торговый представитель

Инженер-проектировщик

Секретарь

Торговый представитель

Региональные представители

Менеджер по продажам

Неквалифицированные рабочие

Водитель (такси)

Программист

Юрист

По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что рынок труда в г.о. Самара достаточно разнообразен. Однако самыми востребованными и высокооплачиваемыми профессиями в последние годы остаются вовсе не те, о которых принято думать как о престижных и актуальных. Более того, специалистов некоторых профессий на региональном уровне существует явный переизбыток. Самыми высокооплачиваемыми на региональном уровне являются специалисты в области информационных технологий, прежде всего IT-разработчики и программисты. Таким образом, на сегодняшний день приоритеты в выборе профессий указывают на востребованность рабочих специальностей и сферу информационных технологий.
Анализируя ответы учащихся 9-11 классов ГСКОУ школы-интерната №113 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г.о. Самара о востребованности специалистов на современном рынке труда, мы убедились в том, что школьники лишь отчасти осведомлены о реальном состоянии Российского рынка труда и не учитывают потребности в рабочих специальностях. Меньше половины опрошенных старшеклассников указали, что самая востребованная профессия – это врач. Второе место среди востребованных профессий на Российском рынке учащиеся присудили – экономистам и бухгалтерам. Третье место школьники решили отдать служащим банка, инженерам и управленцам (директорам).
Среди самых высокооплачиваемых профессий будущие выпускники, имеющие двигательные ограничения, составили следующую цепь финансовой важности: директор банка или магазина, депутат, телеведущий, юрист, строитель, врач. Следовательно, выявленные профессиональные представления старшеклассников с нарушениями опорно-двигательного аппарата не соответствуют потребностям Российского рынка труда, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Продолжим анализ анкет «Мой выбор», предложенных учащимся 9-11 классов ГСКОУ школы-интерната №113 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г.о. Самара. В анкете школьники отмечали: какие профориентационные мероприятия проводятся на базе их школы и за ее стенами, и какие, могут быть полезны для успешного выбора профессии. Опрошенные старшеклассники перечислили классные часы, лекции и тренинги, индивидуальные консультации, тестирование, но самой интересной и полезной формой профориентационной работы назвали «День открытых дверей», проводимый в ВУЗах и ССУЗах.
Таким образом, старшеклассники с нарушениями опорно-двигательного аппарата стремятся разобраться в себе, проектировать свое профессиональное будущее. Однако учащиеся с двигательными нарушениями часто делают профессиональный выбор, руководствуясь мнением окружающих (родных, учителей) и внешними ограничивающими обстоятельствами (например: «не могу далеко ездить учиться», «здесь нужно работать физически», «мама сказала, что это сложная для меня работа»). Будущие выпускники с двигательными нарушениями предпочитают профессиональную занятость в сфере информационных технологий и программ, а также в сфере общения. Они не стремятся реализовать свои способности, наклонности и интерес к профессии, а также не учитывают потребности современного российского рынка труда.
Поэтому разработанная нами профориентационная программа «Найди себя в профессии» направлена на оказание старшеклассникам, имеющим двигательные нарушения, помощи в решении проблемы выбора профессиональной деятельности. Программа «Найди себя в профессии» опирается на такие принципы работы, как: индивидуальный подход, комплексность предлагаемых форм работы, учет эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей школьников, сотрудничество с родителями, а также учитывает их профориентационные предпочтения и потребности современного рынка труда.
Данная программа может быть реализована как в условиях специального (коррекционного), так и в условиях инклюзивного образования, однако с большей эффективностью будет проводиться на базе центров социальной помощи семье, центров семейного консультирования. Поскольку   на этапе профессиональной ориентации старшеклассников с двигательными нарушениями очень важно сформировать эмоционально-доверительные, партнерские и неконфликтные отношения между ними и родителями
В качестве основных целей реализации программы «Найди себя в профессии» мы выделяем следующие:

  • психологическая помощь старшеклассникам с нарушениями опорно-двигательного аппарата в оценке своих способностей, наклонностей, профессиональных интересов, состояния здоровья и профессиональных ограничений;
  • создание предпосылок для совершения профессионального выбора в соответствии с личными способностями и ограничениями, а также с учетом требований выбранной профессии и потребностей рынка труда;
  • предупреждение и преодоление семейных конфликтов из-за профориентационного выбора учащихся;
  • коррекция негативных поведенческих и эмоциональных реакций старшеклассников в кризисный период выбора профессии;
  • развитие у школьников и родителей коммуникативных форм поведения и навыков позитивного общения между собой;
  • психологическое просвещение и информирование родителей о проявлениях социальной зрелости старшеклассников и особенностях данного возрастного периода;
  • психологическая помощь родителям в адекватной оценке потенциальных профессиональных возможностей старшеклассников, имеющих двигательные (и другие) ограничения.

  Профориентационная программа «Найди себя в профессии» реализуется поэтапно и решает следующие задачи:
1. На подготовительном этапе:

  • формирование у родителей мотивационной готовности для активного участия в налаживании доверительных и партнерских отношений со старшеклассником;
  • стимуляция взаимного интереса у родителей и школьников к совместному общению вне домашних дел;
  • повышение психологической компетентности родителей по вопросам воспитания подростков и юношей, определение рациональной тактики воспитания, соответствующей их возрастным особенностям и двигательным (и другим) возможностям;
  • знакомство старшеклассников и их родителей с различными эмоциональными состояниями и социально-приемлемыми, неконфликтными способами их выражения;
  • расширение у школьников знаний о мире профессионального труда, приоритетах современного рынка труда и актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

2. На обучающем этапе:

  • формирование у родителей способности понимать и принимать эмоциональные и социальные переживания и проблемы старшеклассников;
  • снижение директивности и враждебности в родительско-детских отношениях на этапе профориентации учащихся;
  • развитие автономности личности старшеклассников;
  • расширение у школьников профессиональных интересов и предпочтений  в области трудовой деятельности;
  • повышение самооценки и уверенности в себе;
  • развитие у старшеклассников умения принимать решения и аргументировать их.

3. На обобщающем этапе:

  • создание мотивации у родителей и школьников к решению семейных конфликтов новыми позитивными способами;
  • снижение повышенной тревожности у родителей по поводу выбора профессии и будущего для ребенка;
  • разрешение накопившихся спорных вопросов и недопонимания между родителями и старшеклассниками бесконфликтными способами в смоделированных ситуациях;

4. На заключительном этапе:

  • формирование у школьников профессионального самоопределения в соответствии с интересами, потребностями и возможностями;
  • создание ситуаций сотрудничества родителей со старшеклассниками.

Каждый этап реализации программы «Найди себя в профессии» включает в себя разные формы работы специалистов (психолога, социального педагога, учителей-предметников).
Наподготовительном этапе работа с родителями проводится в виде тренингов с элементами беседы на темы: «Как выбрать профессию», «Влияние семьи на жизнь школьника». Со старшеклассниками проходят тренинговые занятия на тему «Мир профессий», «Успешная профессия», а так же просмотр видефильмов на тему «Профессия будущего. Кем мне стать?», проведение виртуальных экскурсий по основным ВУЗам и ССУЗам г.о. Самара. 
Наобучающем этаперабота с родителями и школьниками осуществляется в виде тренингов на темы: «Формула успеха», «Мотивы при выборе профессии», «Учимся понимать друг друга», «Наши эмоции».
Третий этап реализации программы предполагаетсовместные детско-родительские тренинги по темам: «Разговор по душам», «Наше будущее».
На заключительном этапе проводится ролевая игра на тему «Собеседование».
Разработанная нами программа «Найди себя в профессии» включает в себя четыре ключевых направления (ознакомительное, мотивационное, коммуникативное, эмоциональное) профориентационной деятельности специалистов.
Ознакомительное направление предполагает повышение уровня информированности старшеклассников с двигательными нарушениями о мире профессий. По данному направлению необходимо участие: социальных педагогов, педагогов-организаторов в школах, студентов-волонтеров, специалистов центров занятости населения и молодежных центров занятости, психологов-профконсультантов. В ходе данного направления важно познакомить школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с миром профессий и проанализировать вакансии на рынке труда федерального и регионального уровней. Нами предлагается проведение различных форм профориентационной деятельности.
1. Экскурсии и «Дни открытых дверей», проводимые в ВУЗах и ССУЗах ориентированы на учащихся старших классов и их родителей, проводятся с целью ознакомления школьников с профессиональными учебными заведениями, с особенностями образовательного процесса, преподавательским составом, администрацией учебных заведений и со студентами.
2. Посещение Ярмарки вакансий организуется с целью предоставления выпускникам и их родителям перечня вакантных и действующих должностей на предприятиях и организациях, осуществляющих свою деятельность в Самарской области, с целью ознакомления старшеклассников с ними и возможной перспективой на будущее трудоустройство.
3. Виртуальные знакомства и виртуальные экскурсии в форме беседы и видео-презентации проводятся приглашенными студентами-волонтерами из ВУЗов и ССУЗов с целью  демонстрации особенностей и преимуществ того или иного профессионального учебного заведения.
4. Составление учащимися под руководством профконсультанта - словаря редких, современных профессий и разгадывание кроссворда. Мероприятие представляет собой формирование перечня разнообразных профессий, востребованных на современном рынке труда и предложенных самими старшеклассниками. По завершению мероприятия проводится интеллектуальная игра – разгадывание кроссворда, целью которой выступает уточнение, обобщение и стимулирование интереса учащихся к редким, современным профессиям.
Мотивационное направление представляет собой формирование установки на успешный выбор профессии и внутренней заинтересованности учащихся с двигательными нарушениями в выборе профессионального будущего с учетом способностей, возможностей и потребностей современного рынка труда. По данному направлению необходимо участие: социальных педагогов, учителей-предметников, классных руководителей, психологов, родителей. Нами предлагается осуществление различных форм профориентационной деятельности.
1. Классное тематическое мероприятие «Профессии наших родителей»  проводится классным руководителем совместно с родителями учащихся.
2. тематические встречи-дискуссии с успешными представителями различных профессий «Мое место в государстве».
3. Ролевые игры «Один день из жизни директора», «Самая-самая трудная работа» проводится психологом с целью повышения ориентации в мире профессионального труда и осознания учащимися профессиональных требований  в престижных для них профессиях.
Коммуникативное направлениеподразумевает формирование навыков эффективного взаимодействия в коллективе, которые могут быть полезны старшеклассникам с двигательными ограничениями в будущей профессиональной деятельности. Психологи и социальные педагоги уделяют особое внимание повышению мотивации к общению и формированию у школьников таких умений, как: убеждать, слушать, работать в команде, решать конфликты.
1. Коммуникативный тренинг «Вижу, слышу, понимаю, говорю» ориентирован на помощь старшеклассникам в приобретении навыков устного и письменного делового общения.
2. Сюжетно-ролевые игры, моделирующие различные профессиональные ситуации проводятся социальным педагогом и развивают у школьников коммуникативные качества, активность, самоанализ и творческое мышление.
3. Дискуссионные занятия выступают в качестве активного метода обучения, основанного на публичном обсуждении проблемы, связанной с профессиональным выбором. Старшеклассники учатся аргументировать свой выбор, обосновывать свое мнение, сопоставлять различные точки зрения, противостоять давлению группы, обсуждать спорные  вопросы.
Эмоциональное направление предполагает создание условий для развития эмоционально-личностной сферы старшеклассников с двигательными нарушениями: обогащение личного эмоционального опыта, профилактика (или преодоление) социальных страхов и тревоги за свое будущее, повышение уверенности в себе и своих возможностях, создание предпосылок для личностного роста. По данному направлению необходимо участие: социальных педагогов, психологов, родителей, студентов-волонтеров. Нами предлагается осуществление различных форм профориентационной деятельности.
1. Школьное мероприятие «День самоуправления» –предполагает создание условий для самореализации личности, профессиональной ориентации, воспитание самостоятельности, ответственного отношения к порученному делу и развитие творческой деятельности учащихся.
2. Изотерапевтические техники – рисунки и коллажи на тему «Моя будущая профессия».
3. Групповые психологические занятия с использованием эмоционально-образной терапии «Страхи будущего», «Взрослеть – это здорово!».
4. Релаксационные упражнения и цветоассоциативные игры проводятся студентами-волонтерами (ВУЗов и ССУЗов) под руководством психолога с целью создания комфортного эмоционального самочувствия и снятия повышенной тревожности у старшеклассников.
Предлагаемая программа профориентационной работы «Найди себя в профессии» успешно прошла апробацию на базе специальной (коррекционной) школы-интерната и районного центра социальной помощи семье и детям. Комплексность и разнообразие форм профориентационной работы, сотрудничество с родителями, привлечение студентов-волонтеров, анализ требований рынка труда, учет профессиональных возможностей и способностей позволяют оказать помощь старшеклассникам, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, в решении непростого и актуального для них вопроса – выбора профессионального будущего.