Белоусова Н.В.
социальный педагог Советского отделения
ГКУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Самарского округа »
Групповые развивающие занятия с детьми-инвалидами с использованием технических средств обучения как способ социализации в малых группах
Социализация детей с ограниченными возможностями является одной из самых актуальных задач, стоящих перед социальными педагогами, работающими с данной категорией семей. В центрах «Семья» создаются условия для социализации детей-инвалидов путем проведения различных тематических мероприятий, праздников, встреч, организации развивающих групп.
За последние годы наблюдается увеличение числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями: так, например, в Советском районе г. Самары в базе данных детей-инвалидов на 1 января в 2013 г. было 448 человек, 2014 г.– 469, 2015 г. – 508.
Благодаря муниципальной программе г.о. Самара «Самара – детям: мы разные – мы равные» на 2013-2017 годы у детей-инвалидов школьного возраста появилась возможность получать ноутбуки, что позволило расширить возможности более глубокого изучения школьных предметов, пополнить общие знания, расширить кругозор, увеличить количество друзей.
Однако во многих семьях, воспитывающих детей-инвалидов, возникли трудности в освоении полученной компьютерной техники. В связи с этим, в Центр «Семья» от родителей стал поступать запрос на оказание помощи детям по формированию навыков работы на компьютере и создания компьютерного класса.
Актуальность такого обучения в малых группах бесспорна: навыки работы на компьютере помогают детям-инвалидам развитию речи, познавательных процессов, умения слушать и слышать, последовательно выполнять инструкции, социализироваться в малых группах, общаться друг с другом, строить взаимоотношения в коллективе.
К тому же обучение компьютерной начальной грамотности детей-инвалидов может в дальнейшем повлиять на решение выбора профессии. Из опроса 50 подростков-инвалидов от 14 до 23 лет – 16 % подростков заявили желание получить профессию программиста, по специальности «компьютерные сети».
В 2014 году в рамках реализации муниципальной программы г.о. Самара «Самара – детям: мы разные – мы равные» на 2013-2017 годы на базе Центра «Семья» Советского района открылся компьютерный класс «Инфознайка» для детей с ограниченными возможностями.
Для занятий в компьютерном классе «Инфознайка» разработана программа по обучению детей-инвалидов и их родителей курсу начальной компьютерной грамотности, а так же в занятиях на развитие высших психических функций использовалась компьютерная программа «Мурзилка. Рисуем сказку».
В работе с детьми-инвалидами была поставлена следующая цель: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями посредством использования технических средств обучения, социализация в малых группах, обучение начальной компьютерной грамотности.
Специалистами решаются следующие задачи:
Программа, рассчитанная на 7 занятий (7 часов), была апробирована на трех группах, в которых приняло участие 26 человек (13 детей и 13 родителей).
Из 13 детей – 5 детей с сохраненным интеллектом и 8 детей с умственной отсталостью, 1 ребенок с двусторонней нейросенсорной глухотой, 1 ребенок с двусторонней нейросенсорной тугоухостью, 4 ребенка с нарушениями зрения, 3 ребенка с ДЦП, 2 ребенка с синдромом Дауна, 1 ребенок с аутизмом.
Для детей с разными заболеваниями, оказавшимися в одной группе, создавались условия взаимодействия друг с другом: представиться другим, рассказать о себе, создать слайды с фотографиями участников группы, узнав нужную информацию при взаимодействии с другими детьми, оказание помощи друг другу (фото 1).
Фото 1. Занятия с детьми-инвалидами совместно с родителями в компьютерном классе «Инфознайка»
Любые положительные успехи детей с ОВ подкреплялись поддержкой со стороны преподавателя и группы.
Так, например, Вероника (14 лет, диагноз – нарушение опорно-двигательного аппарата, деформация и нарушение моторики рук, легкая умственная отсталость) сама придумала в программе Paint вместо рисования кистью травки зигзагом, использовать геометрическую фигуру «линию» (фото 2, 3).
Фото 2. Вероника с мамой на занятии
Фото 3. Рисунок Вероники в программе Paint «Домик»
Никита (11 лет, диагноз – синдром Дауна, умственная отсталость) смог самостоятельно без помощи взрослого нарисовать машину (фото 4, 5).
Фото 4. Никита с мамой на занятии
Фото5. Рисунок Никиты в программе Paint «Машина»
Рустам (14 лет, диагноз – двусторонняя нейросенсорная глухота, ДЦП, врожденная оперированная катаракта, врожденный порок сердца) смог нарисовать рисунок в программе Paint, посвященный 70-летию Великой Отечественной Войне, который занял 7 место в городском конкурсе компьютерной графики в сети Интернет для детей с ограниченными возможностями «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» в номинации «рисунки» (фото 6,7).
Фото 6. Рустам с мамой на занятии
Фото 7. Рисунок Рустама в программе Paint «День Победы»
На компьютерных занятиях родители являются помощниками педагога. Так, например, мама Рустама стала сурдопереводчиком для своего сына, что помогало ребенку лучше понять и усвоить получаемый учебный материал на занятиях.
Даша (11 лет, диагноз – нарушение зрения, оперированная расщелина верхнего неба) научилась работать на принтере и вывела раскраски для всей группы ребят. А так же помогала другим ребятам разобраться в сложных для них заданиях в компьютерной программе «Мурзилка. Рисуем сказку» (Фото 8).
Фото 8. Даша на занятии
Даяна (11 лет, диагноз – фенилкетонурия), придумала новый способ оформления презентации «Мои друзья»: она вставила в слайды, как в комиксах, разговорную речь, в которой ребята на фотографии описывали качества автора презентации. Даяна приходила на занятия со своей одноклассницей Юлей (фото 9, 10).
Фото 9. Даяна на занятии
Фото 10. Слайд из презентации Даяны «Мои друзья»
Дима (10 лет, диагноз – умственная отсталость, аутизм) смог первым пройти все уровни в компьютерной программе «Мурзилка. Рисуем сказку», что удивило всех ребят группы (фото 11).
Фото 11. Дима на занятии
В личной беседе с мамой Димы, выяснилось, что ее ребенок с удовольствием ходил на занятия в Центр «Семья», и это желание позволило ей использовать его в коррекции поведения ребенка.
Хочется отметить также, что присутствие ребенка с аутизмом в компьютерном классе требовало от преподавателя правильной реакции на эмоциональные всплески ребенка во время занятий. Так, например, если что-то не получалось, Дима резко реагировал, пугая своими эмоциями остальных участников группы. Педагогу важно вовремя оказать помощь ребенку, использовать положительное стимулирование, сохранять спокойствие и всем видом показывать остальным участникам группы, что все, что происходит в классе, является нормальным для данного ребенка и не представляет угрозы для других детей.
В результате компьютерных занятий участники группы получили навыки работы в программах Paint, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Word, развивающей программе для детей «Мурзилка. Рисуем сказку».
Дети и их родители приобрели навыки работы на клавиатуре, научились создавать рисунки, заданной тематики, презентации, таблицы, вставлять в документ необходимый материал и фотографии, работать с текстом, создавать папки и сохранять в них необходимые документы, смогли выполнить задания на развитие памяти, мышления, воображения, внимания.
В течение занятий ребята сдружились, легко общались и помогали друг другу во время занятий.
По окончанию курса начальной компьютерной грамотности в классе «Инфознайка» всем детям торжественно вручались сертификаты о прохождении курса начальной компьютерной грамотности, а так же их работы и алгоритмы к каждому занятию (фото 12).
Фото 12. Вручение сертификатов участникам компьютерного класса «Инфознайка»
На компьютерных занятиях с детьми-инвалидами применялся индивидуальный подход к каждому ребенку.
В процессе обучения выявлено, что дети-инвалиды:
По результатам проведенного анкетирования по окончанию курса начальной компьютерной грамотности всем детям и родителям понравились занятия, они отметили, что полученные знания будут полезны при изучении школьной программы.
Многие родители после занятий продолжают поддерживать друг с другом контакты и встречаться вместе с детьми на мероприятиях, проводимых в Центре «Семья».