Комплексное сопровождение детей-сирот, выпускников государственных учреждений. Постинтернатное сопровождение.

Самуткина Н. Н. (Самара, Россия)

Аннотация. В статье отражена актуальность постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений. Представлен опыт деятельности по реализации программы психолого-педагогического сопровождения выпускников государственных учреждений на территории Железнодорожного района г.о. Самара.

Ключевые слова: дети-сироты, постинтернатное сопровождение, выпускники интернатных учреждений, технологический стандарт по постинтернатному сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Современный этап развития общества характеризуется значительными социально-экономическими изменениями в России. Данные изменения не обошли стороной и институт семьи. Распространенными явлениями стали бедность, уклонение родителей от воспитания детей, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. Перечисленные факторы приводят к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот интернатного типа. Специфические условия жизни воспитанников интернатных учреждений порождают возникновение определенного социально - психологического статуса выпускника интернатного учреждения (далее-выпускник). Многочисленные исследования российских психологов и педагогов показывают, что переход от детства к периоду взрослости сложен и связан со многими проблемами в самостоятельном жизнеустройстве. Стоит отметить, что для выпускников интернатных учреждений данная проблема стоит наиболее остро. Зачастую они оказываются совершенно неподготовленными к самостоятельной жизни и интеграции в социум. По данным статистики, большинство юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ведут иждивенческий и асоциальный образ жизни, совершают правонарушения, становятся источником новой волны социального сиротства. Перечисленные факторы подтверждают необходимость постинтернатного сопровождения выпускников, обеспечивающего успешную их адаптацию в новой социальной среде. Актуальность постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также обусловлена требованиями государственной социальной политики, направленной на построение системы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений с целью создания оптимальных условий для их постинтернатной адаптации и интеграции в обществе.

В связи с тем, что адаптация и социализация выпускников интертнатных учреждений является государственной проблемой, в настоящее время идет поиск наиболее эффективных форм и методов реализации данного направления. Деятельность по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот регулирует ряд законодательных актов Российской Федерации.

На территории городского округа Самара действует технологический стандарт по постинтернатному сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный стандарт в настоящее время используется в работе всеми сотрудниками службы семьи, расположенными на территории города Самары.

Постинтернатное сопровождение представляет собой систему мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих социальной дезадаптации выпускников, осуществляемых в совокупности с индивидуальной и групповой профилактической, коррекционной работой. Комплексность сопровождения детей-сирот, выпускников государственных учреждений достигается за счет совокупности мероприятий и межведомственному взаимодействию специалистов по постинтернатному сопровождению. Функции координатора мероприятий по постинтернатному сопровождению возлагаются на районные отделы опеки и попечительства Департамента семьи. Реализация мероприятий по постинтернатному сопровождению выпускников осуществляют территориальные отделения социального обслуживания детей и семей, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для детей и подростков.

Мероприятия по постинтернатному сопровождению состоят из трех последовательных этапов. На первом, подготовительном, этапе осуществляется сбор информации о выпускнике, составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Второй – адаптационный. Он предусматривает решение наиболее актуальных вопросов, связанных с жильем, получением образования, трудоустройством. Третий этап – сопровождение. Данный этап включает в себя оказание социальной, педагогической, психологической и правовой помощи, основанной на ранее полученной информации, с четким определением личных потребностей и актуальных проблем выпускника.

В Комплексном центре социального обслуживания населения Самарского округа работа с выпускниками реализуется согласно действующему законодательству и технологическому стандарту постинтернатного сопровождения, предоставляются социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг. Оказывается социальная, педагогическая, психологическая, правовая помощь в виде консультаций. Осуществляются патронажи по адресам проживания выпускников. Для выпускников интернатных учреждений в первый год выпуска из учреждения проводится групповая работа по программе «Компас», в рамках которой реализуется психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью программы является организация сопровождения выпускников интернатных учреждений для их успешной социализации и интеграции в общество. Деятельность специалистов осуществляется по четырем направлениям: социально-педагогическое, социально-правовое, социально-психологическое, валеологическое.

Изначально осуществляется сбор и анализ информации о выпускнике, проводится первичное психодиагностическое обследование выпускников. Далее реализуются запланированные по программе занятия в форме тренингов, бесед, лекций, ролевых игр. После реализации цикла занятий осуществляется повторное психодиагностическое обследование личностных характеристик выпускника, осуществляется мониторинг процесса адаптации. Основным показателем результативности проведенной работы выступает повышение уровня сформированности навыков самостоятельной жизнедеятельности выпускников интернатных учреждений, умение пользоваться услугами социальных служб, а также личностная и психологическая готовность к функционированию в социуме.

Современные реалии российского общества характеризуются устойчивым явлением как дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данная категория молодого поколения, выросшего в стенах интернатных учреждений, находясь на государственном обеспечении, испытывает ряд трудностей в самостоятельном жизнеустройстве после окончания интернатных учреждений. Государственная политика по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей направлена на обеспечение их социальной защищенности и полноценную интеграцию в обществе. Постинтернатное сопровождение является актуальным социальным феноменом, выступающим как форма реализации данного направления. Деятельность «служб семьи» выступает одним из практических инструментов по обеспечению безболезненного процесса вхождения выпускников интернатных учреждений в новые условия открытого социума. Реализация постинтернатного сопровождения происходит посредством взаимодействия участников и специалистов в специально-организованном пространстве. Участие в комплексе мероприятий способствует формированию умений, позволяющих выпускникам интернатных учреждений самостоятельно выстраивать и реализовывать конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создавать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами, реализовывать свои жизненные планы, а также преодолевать возникающие проблемы и трудности.