ГРУППОВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ: ОПЫТ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ КИРОВСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

педагог-психолог Елена Григорьевна Тонкопеева,
социальный педагог Анна Владимировна Савченко


«Каждый семинар открывает для меня моего ребенка с новой стороны»
участник семинаров А.В. Болотинская


Число замещающих семей в Кировском районе г.о. Самара ежегодно увеличивается. В работе с ними важной задачей специалистов является профилактика вторичных отказов и помощь родителям в выполнении воспитательных функций.

Главная функция замещающей семьи заключается в создании условий способствующих социальной адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого замещающим родителям необходимо уметь не только признавать, но и своевременно решать свои личностные проблемы. Однако, как показывает практика, они нередко забывают о своих актуальных проблемах и своих потенциальных возможностях, в частности о том, что формирование микроклимата в семье зависит от них, а не от детей.

Наиболее привычной для них и самой востребованной является индивидуальная работа с педагогом-психологом и социальным педагогом. Но в некоторых случаях, она малоэффективна, поскольку в ходе индивидуальной консультации трудно изменить пассивную позицию родителей, которая часто отражается в запросе «сделайте с ребенком что-нибудь». Кроме того, в процессе индивидуальных коррекционных занятий невозможно передать богатый опыт замещающих родителей, сумевших самостоятельно справиться с семейными проблемами.
Именно поэтому необходимы такие формы групповой работы, в которых каждый участник, вкладываясь в общий результат, сможет преодолеть свое желание переложить ответственность за воспитание детей на специалистов и научится новым формам поведения у самых успешных и продвинутых родителей. Об актуальности групповой формы работы пишут и такие известные отечественные ученые, как Р.В.Овчарова , Л.В.Петрановская, М.Ф.Терновская и др .

Вот уже 6 лет в Кировском подразделении работает клуб «Очаг» -  клуб для приемных родителей.  Клубная форма работы - это свободное общение приемных родителей на актуальные темы воспитания детей, эмоциональная разрядка и психологическая поддержка.
Чтобы работа была продуктивной, функции организаторов и вдохновителей взяли на себя кураторы приемных семей - социальный педагог и педагог-психолог. Именно они обладают необходимыми знаниями о проблемах приемных семей, эмоциональных потребностях не только детей, но и родителей, возможностях каждого родителя как воспитателя принятого в семью ребенка.

Цель клубной работы - помощь приемным родителям в осознании своих ресурсов и формировании навыков конструктивного взаимодействия с детьми. В работе клуба принимают участие приемные родители, имеющие детей разного возраста, объединенные стремлением решить актуальные проблемы. Встречи проходят ежемесячно. План работы составляется на год с учетом потребностей новых приемных семей и творческих находок семей со стажем.
Главный принцип работы – добровольность. На встречи приходят те, кто хочет позаимствовать опыт успешных родителей и те, кто готов поделиться своими наработками. Каждая встреча – это обсуждение конкретной темы, о которой участники знают заранее и могут подготовить вопросы или ситуации для обсуждения. Активная часть родителей готовит для обсуждения проблемные ситуации, которые послужили им уроком, позволили на практике применить теоретические знания и сделать отношения в семье эмоционально комфортными.
Специалисты знают, кто из родителей сможет лучше других раскрыть ту или иную тему на конкретных примерах. Поэтому приглашают тех, кто умеет анализировать свой опыт и рассказывать о проблемах с юмором, задавать вопросы, на которые нет однозначных ответов и принимать критические замечания аудитории, оставаться открытыми новому опыту и совершенствовать свои родительские навыки.

Занятия клуба «Очаг» проходят в психологически комфортной обстановке за круглым столом. Почти домашняя атмосфера способствует формированию доверительных отношений в группе и снимает защиты. Приемные родители не только получают полезную информацию, но и отдыхают душой. А специалисты помогают им сформулировать конструктивные выводы.

Как показывает практика, наиболее востребованными темами для родителей являются темы, связанные с обучением детей в школе. Чтобы не обсуждалось на встрече, всегда делается акцент на том, как нерешенная семейная проблема отражается на успеваемости и дисциплине.
Следует отметить, что несмотря на непринужденную обстановку и свободную форму подачи материала, участники группы иногда дают сопротивление: отказываются следовать рекомендациям успешных родителей, которые используют творческий подход в решении проблем; настаивают на том, чтобы специалисты дали другие рекомендации, которые легче воплотить в жизнь. Как правило, им мешает неуверенность в себе и привычка рассуждать в категориях «правильно - неправильно», «хорошо - плохо».

Сегодня клуб «Очаг» - это группа психологической поддержки и взаимопомощи, которая позволяет приемным родителям получить позитивный настрой и предупредить синдром эмоционального выгорания.

Чтобы наполнить замещающих родителей новыми знаниями и дать им возможность получить эмоциональный опыт в процессе занятий, начиная с октября 2016г. в Кировском подразделении ежемесячно проводятся семинары-практикумы с использованием техник психодрамы. Особенностью семинаров является активное участие в их подготовке и реализации волонтеров серебряного возраста.

Первоначально на семинары приглашались только опекуны, т.е. бабушки, опекающие несовершеннолетних внуков. Чтобы сделать семинары для них не только познавательными, но и увлекательными, быстро эмоционально включить в тему, в начале каждого семинара предлагалась для анализа проблемная ситуация, соответствующая заявленной теме. Ситуация содержала конфликт интересов опекуна и опекаемого ребенка. Задачей участников семинара был поиск конструктивного решения.

 Проанализировать ситуацию, не проиграв, сложно. Но бабушки-опекуны не соглашались играть, предпочитали «взгляд со стороны». На помощь им пришли равные по возрасту волонтеры - волонтеры серебряного возраста. Отыгрывая проблемные ситуации, волонтеры совершали ряд родительских ошибок, которые никак не могли ускользнуть от зоркого взгляда опекунов. По итогам игры разворачивалась дискуссия. Волонтеры подвергались критике. А бабушки-опекуны извлекали свой родительский опыт. Примечательно, что некоторые из них раскритиковав волонтеров, признавались, что в жизни допускают те же ошибки. В ходе дискуссии они находили альтернативное решение. Чтобы закрепить позитивный результат, опекуны соглашались проиграть ситуацию после дискуссии.

Начиная с 2017г. в семинарах-практикумах с удовольствием участвуют не только бабушки-опекуны, но и приемные родители. Они легко включаются в дискуссии, четко формулируют вопросы ведущему, смело предлагают проанализировать актуальную для них ситуацию и ведут себя также свободно как в клубе «Очаг».

Анализ содержательной части семинаров-практикумов по итогам 2017г. показал, что особый интерес у опекунов и приемных родителей вызвали темы, касающиеся манипулятивного поведения в семье и особенностей взаимоотношений замещающих родителей с детьми-подростками. Многие из них признали, что сами того не понимая, манипулируют детьми, в ответ подвергаются манипуляциям. Бабушкам-опекунам сложнее, чем приемным родителям адаптироваться к быстрым изменениям, которые происходят с детьми в подростковом возрасте, и принять как норму протестные реакции. Поэтому бабушки чаще, чем приемные родители обижаются и требуют от детей стать послушными. Для бабушек-опекунов болезненной темой является тема рационального обращения с деньгами. Им трудно воспитать в своих внуках разумное отношение к деньгам, потому что они привыкли себе отказывать, а детей баловать. Тема детской лжи и агрессивного поведения является одинаково востребованной как для приемных родителей, так и для опекунов. Неисчерпаемой является школьная тема. Успеваемость детей и конфликты с педагогами - болевые точки большинства замещающих родителей.

Как показывает практика, чем дольше замещающие родители посещают клуб «Очаг» и семинары-практикумы, тем больше ситуаций для обсуждения они предлагают, тем чаще формулируют запросы на новые темы. И это не удивительно – только в ходе работы над собой появляется искренний интерес к решению каждодневных задач, желание сотрудничать и меняться вместе с детьми.

         Для опекунов и приемных родителей групповое сопровождение – это не избавление от трудностей в воспитании, это благоприятные условия для личностного роста.

         А для нас, специалистов, групповая работа с замещающими  родителями – это не только поддержка в трудных для них ситуациях, это работа на предупреждение ошибок в воспитании; это использование творческих находок опытных родителей и потенциала волонтеров серебряного возраста, которые вдохновляют замещающих родителей на самораскрытие и самосовершенствование; это умение не просто быть рядом с семьями, но и идти на шаг впереди, создавать условия, позволяющие замещающим родителям научиться друг у друга эффективным способам взаимодействия с детьми и  предупредить эмоциональное выгорание.
        


Р.В.Овчарова Психологическое сопровождение родительства. Учеб. пособие / Р. В. Овчарова. Москва, 2003. Сер. Семейная психология

Методические рекомендации для специалистов службы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей: тренинг подготовки замещающих семей: учебное пособие. Бухман Е.В., Соколова Н.А., Терновская М.Ф., Губина Т.В., Избуцкая Н.В., Махнач А.В., Мнацаканян В.Э., Осипова И.П., Панюшева Т.Д., Петрановская Л.В., Пичугина М.В., Шалковская О.В. М.: АНО Центр «Промама». 2013. 464 с.