Социальная адаптация молодых инвалидов с интеллектуальными нарушениями

Тоскина Ирина Егеньевна,
социальный педагог
ГКУ СО «Комплексный центр социального
обслуживания населения Самарского округа»,
Промышленное подразделение.

В последние годы большое внимание уделяется проблемам воспитания, обучения и социальной адаптации лиц с нарушениями развития. Рассмотрим вопросы социализации лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью: в отношении этой категории инвалидов идет поиск инновационных форм воспитания и обучения, обеспечивающих их социализацию в обществе.
В современном мире лица с ОВЗ должны наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. При нарушении интеллекта нарушается формирование эмоционально-волевой, личностной и социальной сфер психического развития, что проявляется в слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах. У молодых людей с ОВЗ легко формируется социальная пассивность, иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности, в таких семьях имеет место быть социальная депривация и неадекватное опекающее воспитание. Интеллектуальное нарушение негативно влияет на социальную позицию молодого человека с ОВЗ, на его отношение к окружающему миру, вызывает искажение личностного общения и снижает его социальный статус в обществе. В целом предпосылки формирования жизненной компетенции у лиц с интеллектуальными нарушениями имеют биологическую, социальную и психологическую природу, поэтому необходимо развивать новые направления по формированию жизненной компетентности лиц с умственной отсталостью. Эту работу проводит ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» Промышленное отделение. Здесь для молодых инвалидов в возрасте от 18 лет до 31 года работают студия прикладного творчества, тренажерный зал, хореография.
Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Тренинг социальной адаптации создает условия для формирования жизненной компетентности молодых людей с нарушением интеллекта и способствует их адаптации в социуме.
Занятия направлены на развитие у молодых людей с ОВЗ навыков саморегуляции, уверенного поведения, коммуникативных навыков, способности принимать друг друга.
В основе тренинговых занятий лежит решение комплекса жизненно-ориентированных проблем поведения и самореализации молодого инвалида в жизненно важных ситуациях.
         Эффективным является метод поощрения, когда педагог отмечает похвалой участника тренинга даже  за самые небольшие успехи.
Все занятия построены таким образом, чтобы каждый участник имел возможность высказать свое мнение по тому или иному вопросу, выслушать и оценить точки зрения других участников, обсудить с участниками ту или иную проблему и сделать необходимые для себя выводы. Обязательным элементом ролевых тренингов является «обратная связь» - обсуждение итогов результатов игры. В заключении проводится ритуал прощания, способствующий сохранению положительных эмоций и формирующий желание участников прийти на следующее занятие.
         В ходе коррекционно-педагогической работы у лиц с выраженными нарушениями умственного развития формируется и развивается привычка к дисциплине, к соблюдению общепринятых норм поведения, к адекватной реакции на определенные бытовые ситуации.
          Только путем многократных упражнений, моделирования часто повторяющихся, хорошо известных социально-бытовых ситуаций у них вырабатываются положительные привычки, способствующие формированию жизненной компетенции.
Система работы социального педагога по формированию жизненной компетенции у лиц с умственной отсталостью включает следующие этапы:
- первый этап решает такие задачи как формирование психологической установки у молодых людей с ОВЗ на активные разнообразные формы досуга.
- второй этап реализует ряд задач:развитие коммуникативных навыков, навыков ассертивного (уверенного) поведения.
- третий этап способствует нормализации эмоционального состояния, оптимизации самооценки, формированию умения планировать свое время, режим дня.
- четвертый этап реализует следующие задачи: развитие эмпатии и рефлексии в процессе общения, формирование умения позитивно прогнозировать свое будущее, формирование трудовых навыков.
         Основная форма моей работы - группа общения, которая позволяет лицам с интеллектуальными нарушениями активно раскрываться в ролевых играх, дискуссиях и способствует пониманию и принятию себя.
За время проведения занятий у молодых инвалидов расширился словарный запас, улучшилась память, речь стала более связной, ребята поверили в собственные силы, возможности, почувствовали свою значимость, поняли важность систематических занятий для достижения определенных результатов. Успешно развиваются дружеские отношения в группе, отмечается взаимопомощь и взаимовыручка.
Результат проведения тренинга социальной адаптации: снижение социальных страхов, тревожности, рост коммуникативной активности, позитивные изменения в системе ценностей.

 

Список литературы:

  1. Зверева Н.Ю. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. – СПб.: Речь, 2008, 176 стр.
  2. Маллер А.Р. Социальное образование детей с нарушением интеллекта (выраженная интеллектуальная недостаточность). Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое сообщество России, 2015. – 224 с.: ил.
  3. Шипицына Л.М., Развитие навыков общения лиц с нарушением интеллекта [Текст]/Л.М. Шипицына.- СПб.: Институт специальной психологии и педагогики, 2000. – 84 с.
  4. Щербакова А.М., Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида [Электронный ресурс]/А.М. Щербакова//Социализация детей с особыми образовательными потребностями / Сост. В.А. Бородина. – ЧГПУ.