Как помочь семье «особого» ребёнка?

Кириллова Ирина Дамильевна, социальный педагог
Тоскина Ирина Евгеньевна, социальный педагог
ГКУ СО «КЦСОН» Промышленное подразделение


Никто не планирует рождение «особого» ребенка. Родители воспитывают детей, опираясь на опыт своих (родительских) семей. Но не в каждой семье есть опыт воспитания «особого» ребенка. Появление в семье малыша с особенностями развития всегда сопряжено с тем, что хозяйственно-бытовая, организационная, воспитательная функции наполняются иным содержанием: приобретают коррекционную направленность. Все это приводит к так называемому «родительскому стрессу», который проявляется в эмоциональной дезорганизации и дестабилизации, в неприятии ребенка таким, какой он есть, в «горевании» по поводу несбывшихся ожиданий.
Продолжительность этого состояния во многом зависит и от самих родителей, и от реакции близких на ситуацию, и от активности социальных институтов, призванных сопровождать семью, попавшую в трудную  жизненную ситуацию. А ребенок, между тем, нуждается в своевременной ранней  комплексной помощи, которая включает, наряду с качественным медицинским обследованием и лечением психолого-педагогическую диагностику и коррекцию, социальную адаптацию. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий.
ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения
 Самарского округа» Промышленное подразделение вместе с Самарской городской общественной организацией детей-инвалидов, инвалидов с детства «Парус надежды» на протяжении двенадцати  лет проводят занятия для родителей детей с инвалидностью «Просветшкола» по правовому просвещению, повышению педагогических компетенций, формированию адекватного отношения к имеющейся жизненной ситуации, включению  в активную социальную жизнь.
Уже на первом занятии «Просветшколы», где проходит интерактивный тренинг «Понимание инвалидности», участники приобщаются к решению тех вопросов, с которыми сталкиваются ежедневно. Юристы помогают курсантам разобраться с оформлением и реализацией «Индивидуальной программы реабилитации/абилитации» и грамотно пользоваться правами и льготами. Встречи с представителями организаций различных ведомств, принимающих участие в сопровождении семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, помогают родителям сориентировать и оптимизировать процесс реабилитации и социализации ребенка. Занятия, посвященные социокультурной реабилитации, которая включает основное и дополнительное образование, профессиональное самоопределение, расширяют видение перспектив всестороннего развития самого «неперспективного» ребенка и способствуют мотивационной готовности родителей к жизнеустройству подрастающего ребенка.
Тимохина С.В., выпускница «Просветшколы» 2015 года:
«Меня поразило все, начиная с необычного знакомства, заканчивая обсуждением наших насущных проблем. Занятие в «Просветшколе»  прошло непринужденно и буквально на одном дыхании. Забавные игры дали нам всем возможность немного окунуться в детство и от души посмеяться, а так же серьезно взглянуть на один и тот же вопрос с разных позиций. За время занятия я испытала весь спектр чувств и эмоций, а некоторые моменты взяла себе на заметку, чтобы пользоваться ими постоянно: держать прямо спину и улыбаться, несмотря ни на что, ведь у особенных детей, скорее всего особенные родители. С нетерпением буду ждать новых встреч с педагогами и моими новыми знакомыми».
Психологический блок в  рамках «Просветшколы»  помогает родителям выйти из состояния изолированности, безысходности. Практические упражнения, выполняемые в ходе тренингов, активизируют творческие силы, способствуют изменению поведения родителей в определённых ситуациях, дают им надежду на преодоление трудностей. Также на тренингах отрабатываются навыки преодоления стресса, приобретения эмоционального равновесия; происходит выявление скрытых ресурсов участников.
Благодаря психологическим тренингам, которые проводит опытный психолог, поставивший «на крыло» более сотни женщин – матерей детей с инвалидностью, курсанты «Просветшколы» пересматривают приоритеты, меняют свою жизненную позицию, учатся принимать своих близких (включая детей) такими, какие они есть. Мамы, выпускники «Просветшколы», решаются на рождение следующих детей, выходят на работу по специальности или идут учиться в профильные ВУЗы и начинают работать логопедами, дефектологами, психологами, педагогами дополнительного образования.
Ирина Пейсахова, выпускница «Просветшколы» 2006года:
«Звонок из Центра «Семья» Промышленного района застал меня врасплох. Мне предлагалось завтра же приступить к занятиям в «Просветшколе». Согласившись сгоряча, я узнала, что именно в этот день нужна всем, начиная с мужа, кончая пятилетним внуком (я уж не говорю о моём сыне Димке, который полностью от меня зависим). Но все проблемы отступили и уладились сами собой, как только я оказалась на первом занятии и окунулась в рабочую и тёплую обстановку. Мы знакомились друг с другом, рассказывали о своих детях, обсуждали медицинские и социальные проблемы инвалидности.
Вторую часть занятия вела психолог, доцент кафедры СамГУ Ольга Ивановна Ферапонтова. Эта удивительная женщина заставила нас играть в детские игры, которые помогли задуматься об очень серьёзных вещах. Её слова о том, что наши дети – это не тяжёлый крест, который нужно нести, согнувшись, а новая ступень для более высокого развития личности, не выходят у меня из головы третью неделю. Я с нетерпением жду следующих встреч с ней».
Важным достижением «Просветшколы» является объединение единомышленников, способных энергично и максимально конструктивно разрешить различные проблемы. Выпускники «Просветшколы» становятся лидерами новых общественных объединений и организаций, работающих с детьми-инвалидами и их семьями.
Вера Ковальчук, председатель СООО «Самарские солнышки», выпускница 2012 года:
 «Благодаря обучающему курсу для родителей детей с ограниченными возможностями «Просветшкола» произошло объединение родителей нашего сообщества и преобразование его в организацию.
 «Просветшкола» объединяет родителей для активного участия в общественной жизни, для грамотной защиты прав ребенка на получение качественных образовательных и медицинских услуг. Именно на этих курсах родители детей с синдромом Дауна объединились и решили действовать, поддерживая друг друга во всем».
Неформальное общение семей в «Просветшколе» помогает  преодолевать схожие трудные жизненные ситуации, возникающие в процессе воспитания детей с инвалидностью, способствует налаживанию дополнительных контактов.
Наталья Иванкова, Председатель Жигулевской городской общественной организаций детей-инвалидов, инвалидов с детства и их родителей «Синегорье», выпускница 2013 года:
«В 2008 году несколько отчаянных домохозяек из Жигулевска стали участниками проекта «Просветшкола», и с тех самых пор мы  не расставались. Вы научили нас не опускать руки, показали, что с любой бедой можно справиться сообща.
Вдохновленные вашим примером и поддерживаемые дружеской рукой, мы создали свою организацию в Жигулевске и у нас теперь далеко идущие планы. Многие после «Просветшколы» поступили учиться, хотя до этого и не думали ни о чем подобном. А еще мы познакомились с чудесными людьми из других городов, продолжаем общаться, дружить, строим совместные планы. Сейчас даже страшно представить, что было бы, не попади мы тогда на «Просветшколу»!
Особым  достижением обучающего курса считаем поступление 24 мам  в высшие учебные заведения  по психологическому и педагогическому профилю. 
Регина Никитина, мама ребенка с ОВЗ,  выпускница «Просветшколы» 2012 года:  
«О «Просветшколе» я узнала весной этого года в Центре «Семья» Промышленного района. Сначала я посещала занятия, прежде всего для того, чтобы помочь своему ребенку адаптироваться и побольше узнать о его правах.  На каждом занятии родители попадали в такую рабочую и теплую обстановку, что все проблемы отступили и улаживались сами собой. Мы знакомились друг с другом, рассказывали о своих детях, обсуждали медицинские и социальные проблемы инвалидности.
После окончания курса я и еще несколько мам решили поступить в Поволжскую государственную социально-гуманитарную академию заочно на факультет специального образования по специальности «Психология и педагогика инклюзивного образования». Именно «Просветшкола» стала для нас мостиком на эту высшую ступень образования. Еще месяц назад никто из нас и представить себе не мог, что может стать студентом. Теперь перед нами открываются вполне реальные возможности обрести новые знания, получить диплом, что поможет трудоустроиться по нашей специальности.
Наташа Горлачева, выпускница  «Просветшколы» 2014 года:
«Для меня участие в «Просветшколе» помогло многие вещи расставить по местам и найти какой-то внутренний баланс. А еще - профессиональный рост: попробовала себя в роли педагога, занимаясь в качестве волонтёра с детьми, добилась открытия школы-дошкольника в школе № 115 для Миши. Общение с администрацией школы привело к тому,  что меня пригласили работать учителем начальных классов. А еще я бесплатно участвую в дорогостоящих обучающих семинарах, в том числе международных, принимаю участие в конференциях, видеоконференциях, круглых столах.
Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением «особого» ребенка, их можно преодолеть или смягчить, при своевременной психолого-педагогической  поддержке родителей специалистами службы семьи, обладающими большим опытом и знаниями в сфере оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.