(из опыта работы ГКУ СО "КЦСОН Самарского округа" Куйбышевского подразделения)
педагог - психолог С. А. Цилимбаева
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье особенного ребёнка нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с особенностями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом и психологическом уровнях. Именно поэтому одним из важных направлений в деятельности педагога-психолога является работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данные статистического анализа свидетельствуют о том, что на динамическом учете ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» Куйбышевского подразделения, на конец 2018 г. состоит 221семья, в которой воспитываются 229 детей с ОВЗ (из них 8семей воспитывают 2 детей с ОВЗ).
В Куйбышевском подразделении ГКУ СО "КЦСОН Самарского округа" работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется: социальным педагогом, специалистом по социальной работе, педагогом – психологом и дефектологом.
Цель деятельностисопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями в развитии, направлена на оказание комплекса мер по социальнойреабилитации и абилитации детей, разработку перечня мероприятий и составление индивидуальных программ предоставления социальных услуг.
Задачи:
· социализация детей и подростков с ОВЗ, их своевременная адаптация к жизни в семье и в обществе;
· активная поддержка родителей, воспитывающих детей и подростков с ОВЗ;
· поиск внутренних ресурсов.
В процессе оказания психолого - педагогической помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с ОВЗ, мы придерживаемся следующих принципов:
1. Принцип раннего начала реабилитационной работы.
В реабилитационный процесс семью необходимо включать как можно раньше, с момента постановки медицинского диагноза. В этот период семья остро нуждается в эмоциональной поддержке, информационной и юридической помощи, в первичных рекомендациях по воспитанию и развитию ослабленного малыша. Обнаружение у ребенка психофизического дефекта вызывает у родителей глубокое психологическое потрясение, растерянность, чувство страха за будущее семьи и ребенка, как следствие возникает депрессивное состояние, чувство вины и стыда.
Именно в этот момент одна из главных задач специалистов Центра в работе с семьей - показать родителям потенциальные возможности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, научить приемам ранней стимуляции речевого, моторного, сенсорного развития и социально-бытовых и игровых навыков. В период раннего развития ребенка с ОВЗ чрезвычайно важно сместить акцент родителей с медицинской реабилитации на психолого-педагогическую и предупредить возникновение у детей вторичных эмоционально-поведенческих и познавательных нарушений вследствие ошибок родительского воспитания. Необходимо также избавить родителей от чувства одиночества, социальной изоляции и показать, что рядом с ними есть семьи, в которых успешно справляются с еще более серьезными проблемами.
Для решения этих сложных и важных вопросов педагогами-психологами ГКУ СО "КЦСОН Самарского округа" на базе Куйбышевского подразделения проводятся занятия в коррекционных группах для малышей 1,5 - 3 лет "Музыка с мамой". Восприятие музыки не требует специальной подготовки и доступно детям раннего возраста. Коррекционные группы, которые посещают дети вместе с родителями, являются интересной и творческой площадкой для общения молодых семей, воспитывающих малышей с особенностями в развитии и обычно развивающихся детей. Занятия проводятся по адаптивной программе музыкотерапии для детей 1,6 - 3 лет "Мы друг другу рады" 1- 2 раза в неделю, где используются различные виды музыкальной и творческой деятельности.
На занятиях музыкотерапии в коррекционных группах "Музыка с мамой" решаются следующие задачи:
обучение родителей навыкам стимуляции психомоторного развития детей раннего возраста в домашних условиях с целью предупреждения выраженного отставания;
ранняя социальная адаптация и интеграция детей с особенностями в развитии в среду обычно развивающихся сверстников;
эмоциональная поддержка родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии.
Занятия в коррекционных группах "Музыка с мамой" способствует положительному психоэмоциональному состоянию детей раннего возраста посредством музыкотерапии, что в свою очередь, оказывает благотворное влияние на общее эмоциональное состояние и детей и родителей.
2. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к процессу реабилитации и социализации ребенка с особенностями в развитии.
Семья, воспитывающая ребенка с особенностями, испытывает множество трудностей: меняется психологический климат семьи, иногда рушатся супружеские отношения, появляются неосознанные установки (неприятие личности ребёнка, страх ответственности за него, отказ принятия диагноза, рассмотрение больного ребёнка как наказание за что-либо и др.), которые мешают установлению нормального контакта с ребёнком и окружающим миром [3].
Социально-психологическими факторами риска в семьях, воспитывающих детей и подростков с ОВЗ, следует назвать:
ü недостаточный уровень психолого - педагогической компетентности родителей;
ü эмоциональное выгорание вследствие постоянного пребывания матери с ребенком в социально-замкнутых условиях дома;
ü недоверие к медицинским и педагогическим специалистам и неуверенность в положительных результатах реабилитации ребенка.
Важным звеном психологической помощи детям с особенностями в развитии является психологическая поддержка их родителей. Здесь основными задачами в работе педагога - психолога с родителями данной категории становятся:
Øформирование у родителей новых жизненных ориентиров;
Øкоррекция личностных нарушений у родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии;
Øкоррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей, так и в отношениях с социумом;
Øреконструкция искаженных или нарушенных РДО и внутрисемейных отношений;
Øпоиск внутренних ресурсов.
Психологическую поддержку родителей можно рассматривать как систему мер, направленных на:
· снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;
· укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;
· установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания;
Одним из средств психологической поддержки можно по праву считать арт-терапию. Арт-терапия позволяет дать социально приемлемый выход негативным чувствам, которые испытывают люди, находящиеся в стрессовой ситуации, депрессии, а также в психоэмоциональном напряжении.Данный метод способствует повышению самооценки, способности осознавать свои ощущения и чувства, что в свою очередь позволяет восстанавливать эмоциональное состояние, личностные ресурсы, помогающие в преодолении трудных жизненных ситуаций.
Определение модели воспитания, используемой родителями, и результаты диагностики их личностных особенностей свидетельствуют о том, что большинство родителей (матерей) имеют "невротичный тип". По определению В. В. Ткачевой такие родители демонстрируют пассивную личностную позицию, которую можно сформулировать следующим образом: «Уж что есть, то и есть. Ничего не переделаешь. Каким ребенок родился, таким и будет!»У родителей этой категории обычно не формируется способность к принятию проблемы ребенка и не развивается стремление к ее преодолению. Эта категория родителей чрезмерно фиксируется на отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает их психологическое состояние. [2]
Именно поэтому на базе Куйбышевского подразделения ГКУ СО "КЦСОН Самарского округа" для родителей особых детей была создана арт-терапевтическая студия "Цветной мир".
На наш взгляд, посещение арт-терапевтической студии "Цветной мир" для родителей является наиболее доступной и эффективной формой групповой работы в условиях функционирования ГКУ СО "КЦСОН", поскольку арт-терапия не навязывает им «внешних», «механических» средств разрешения проблем, а «запускает» внутренние ресурсы и способствует гармонизации эмоционального состояния родителей.
Цель программы занятий: способствовать созданию благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с особенностями в развитии, формированию положительных установок в сознании родителей, а также поиску внутренних ресурсов.
Программа занятий арт-терапевтической студии "Цветной мир" включает в себя 9 арт - терапевтических сессий. Продолжительность занятия 1,5 часа.
При реализации занятий используются такие техники работы, как:
· изотерапия (рисование красками, цветными карандашами, монотипия);
· сказкотерапия (сочинение и проигрывание сказок);
· мандалотерапия (рисование в круге, плетение мандал из ниток);
· музыкотерапия (прослушивание различной музыки, использование релаксационной музыки на каждом занятии);
· драмотерапия (проигрывание историй с использованием наручных кукол, фигурок);
· лепка из глины, соленого теста, пластилина;
· маскотерпия, коллаж и др.
Оценка результативности посещения детей и родителей арт-терапевтических групп на базе Куйбышевского подразделения ГКУ СО «КЦСОН Самарского округа» «Музыка с мамой» и «Цветной мир» показывает положительную динамику не только в психическом развитии детей с ОВЗ, но и качественные позитивные изменения в эмоциональной сфере родителей и, как следствие, родительской позиции. о чем свидетельствуют результаты обратной связи с родителями. Большинство из них в своих высказываниях отмечают, что посещение занятий с психологом помогли улучшить эмоциональное самочувствие, укрепить уверенность в собственных силах и возможностях своих детей. Именно активизация внутренних ресурсов помогает родителям, воспитывающим особенных детей, выстраивать дальнейшие жизненные перспективы и расставлять приоритеты. Наш опыт показывает, что комплексная психолого – педагогическая работа с семьями, воспитывающими особенных детей, на сегодняшний день, является актуальной и важной.
Используемая литература:
1. Данные статистического отчета за 2018 г. специалистов ГКУ «СО КЦСОН Самарского округа» Куйбышевского подразделения.
2. Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. - М.: Изд-во "Психология", 2004 г.
3. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.