Первые шаги и первые успехи групповой дистанционной работы: результаты фокус-группы

Тонкопеева  Елена Григорьевна

педагог-психолог Кировского подразделения

«Секрет неуклонного движения вперед в том, чтобы сделать первый шаг. Секрет первого шага в том, чтобы разбить сложные, кажущиеся неодолимыми задачи на простые и осуществимые и  начать с самой первой. Секрет успеха - в постоянстве цели»

(Марк Твен)

Вот уже три месяца в Кировском подразделении работает группа дистанционной психологической поддержки для граждан пожилого возраста. Сегодня она насчитывает более 60 участников, большинство из которых – опекуны.

Группа была открыта в период самоизоляции, когда запланированные групповые занятия, проходившие офлайн, были приостановлены. Она объединила получателей услуг старшего поколения, заинтересованных в психологической поддержке и дала им возможность обсуждать темы не только интересные, но и полезные для их личностного развития.

Первыми участниками группы стали опекуны, которые активно посещали семинары-практикумы. Постепенно группа стала разрастаться. Участники стали формулировать запросы на актуальные для них темы. Через три месяца мы решили оценить эффективность дистанционной групповой работы:

- выявить самые интересные темы, опираясь на количественные показатели: вербальные (комментарии участников к статьям) и невербальные (эмоции участников, обозначенные знаком «Класс»);

- провести фокус-группу онлайн, обратившись к самым активным участникам в личном чате.

В фокус-группу вошли 10 человек, в том числе 3 «серебряных» волонтера и 7 опекунов. Как показали результаты фокус-группы, наиболее интересными и познавательными для них оказались темы о развитии любознательности у детей, воспитании в детях умения отстаивать свои интересы, укреплять лидерские качества, вырабатывать навыки здорового образа жизни. Именно эти темы побудили многих бабушек пересмотреть приоритеты в воспитании внуков.

Самой значимой для совместной работы бабушек с внуками была тема «Дети-герои Великой Отечественной войны», приуроченная к празднованию 75-летия Великой Победы. В современной школьной программе она не представлена, поэтому школьники, не имеющие информации о своих сверстниках, воевавших на фронте и в тылу врага, получили урок мужества и самоотверженности. В подготовке материалов приняли активное участие «серебряные» волонтеры.

«Перед участниками группы стояла задача – поделиться историями о судьбах детей, которые воевали наравне с взрослыми. Справились они блестяще. Когда мы читали комментарии, появилось ощущение, что сидим в кругу друзей и свободно общаемся. Бабушки-опекуны вместе с внуками рассказывали друг другу о войне, нелегкой судьбе детей и их незабываемых подвигах. В комментариях эмоционально делились впечатлениями, –  отметила «серебряный» волонтер Ольга Викторовна Вертянкина.

Урок мужества, посвященный детям-героям, «серебряные» волонтеры с гордостью называют своим вкладом в патриотическое воспитание подрастающего поколения. Активность получателей услуг, с которой они включились в столь серьезную тему, вызвала у них восхищение и ощущение значимости проведенной работы.

При этом больше всего волонтеров удивило отношение участников группы к другой теме –теме «Одиночество», которую инициировали одиноко проживающие граждане пожилого возраста.

«Тема «Одиночество», на первый взгляд, кажется неактуальной. Бабушки-опекуны живут с любимыми внуками и не чувствуют себя одинокими. А получатели услуг отделения социальной реабилитации вряд ли смогли бы узнать об одиночестве что-то новое.   Когда прочитала комментарии, поняла  –  в бесконечной суете шумного города многие так и не научились общаться с собой. А оказавшись в период самоизоляции наедине с самым дорогим и близким человеком, то есть с собой, ощущают тоску по привычному для них общению, отвлекающему от собственных чувств и мыслей. Удивительно, но даже для некоторых бабушек-опекунов тема оказалась «болезненной». Они считают, что перестали быть нужны своим взрослеющим внукам»,–поделилась своими впечатлениями «серебряный» волонтер Любовь Павловна Смолькова.

Самой трудной темой для получателей услуг оказалась тема «Прощение», наверное, потому что они не всегда умеют говорить близким о своих чувствах, а предпочитают высказывать оценочные суждения. Взрослые легко советуют детям простить, чтобы освободиться от обид, но сами прощать не умеют. Занятие показало необходимость учиться рассматривать конфликтную ситуацию не только с собственной позиции, но и с точки зрения обидчика, понимать причины его поведения и делать шаги навстречу, отпускать накопившийся негатив и оставлять в душе место для теплых чувств.

Одной из самых актуальных тем для бабушек-опекунов стала тема «Ребенок-непоседа»,  потому что в настоящее время среди детей-сирот много гиперактивных ребят, которых опекуны ошибочно считают очень активными. Как показали комментарии, бабушки не всегда понимают суть проблемы ребенка, часто надеются, что с возрастом он станет спокойнее, редко обращаются к врачам и, как правило, обижаются на педагогов за многочисленные замечания и претензии.

«Многие из нас считают, что гиперактивный ребенок – это шустрик с неуемной энергией, который познает мир доступными для него способами, и в отношениях с ним главное – не мешать. Мало кто понимает, что гиперактивный ребенок сам страдает от избытка энергии. В школе не может высидеть урок и не справляется с учебной нагрузкой. Упреки со стороны взрослых только усугубляют проблему… Рекомендации специалиста помогли бабушкам пересмотреть свое отношение не только к гиперактивным внукам, но и к тем людям, которые могут им помочь: врачам, психологам и педагогам. Тема была очень своевременной, ведь скоро начало нового учебного года»,– подчеркнула «серебряный» волонтер Наталья Васильевна Верхотурова.

По мнению получателей услуг, важной особенностью группы является возможность обсудить с детьми темы, которые условно считаются темами для взрослых. Опекаемой Валерии Щетининой только 11 лет, а  бабушка-опекун уже интересуется ее мнением.

«Мы с внучкой изучили много разных тем, которые начинались  с практической задачи, поставленной кем-то из участников группы, то есть с описания конкретной проблемной ситуации и классического вопроса: «Что делать?» Мы рассматривали варианты решения проблемы, спорили, учились на чужих ошибках, чтобы не допускать свои... Хорошо, что каждый участник группы имеет право вынести на обсуждение свою проблему, оставаясь при этом анонимным. Я этим правом пользовалась дважды. С нетерпением ждала советов и рекомендаций группы,  с воодушевлением читала итоговую статью психолога, а потом еще долго оставалась под впечатлением. Думаю, групповые занятия служат катализатором решения проблем для тех, кто хочет двигаться вперед»,– такой позиции придерживается опекун Елена Владимировна Щетинина.

У дистанционной группы есть свои преимущества. О них говорят многие участники группы. Некоторые считают, что общение онлайн открывает для получателей услуг больше возможностей для личностного роста, чем занятия в режиме офлайн.

«Находясь по ту сторону экрана, люди чувствуют себя защищенными, поэтому решаются быть искренними. Со многими из них я знакома не первый год. Но познакомилась  по-настоящему только сейчас, читая и осмысливая их прямолинейные высказывания. А какие ситуации предлагаются для обсуждения в группе! Оставаясь анонимными, участники работают над своими проблемами, которые они вряд ли смогли бы озвучить, находясь в аудитории.  Бывая в гостях у родственников, я каждый раз предлагаю им обсудить новую тему нашей группы. Все материалы сохраняются, поэтому мои близкие получают информацию не от меня, а из первоисточника. Благодаря группе дистанционной поддержки, я ощущаю себя волонтером. Я посвящаю свое свободное время тем, кто интересуется психологией семейных отношений, вовлекаю своих знакомых в интересную и полезную работу над собой. От этого на душе становиться тепло и радостно»,  – подытожила попечитель Наталия Дмитриевна Каляпух.

Группа дистанционной психологической поддержки сделала первые шаги. Сегодня она стала популярной среди граждан пожилого возраста. Кто-то считает ее своей отдушиной, кто-то средством движения вперед. Одни отмечают ее доступность, другие акцентирует внимание на возможности работать в удобное время. Мнения участников сходятся в главном – группа им нужна, потому что наполняет полезными знаниями и позволяет найти ответы на актуальные вопросы.

Для меня, как для специалиста, дистанционная группа – это интересный и оригинальный опыт сотрудничества с получателями услуг, какого еще не было в моей многолетней практике. Я принимаю запрос на новую тему, оформляю его в статью, открывающую дискуссию, отслеживаю комментарии участников группы, отвечаю на их запросы, готовлю итоговую статью и снова обращаюсь к комментариям, чтобы получить обратную связь. Дистанционная работа – это каждодневный труд, позволяющий развивать творческие способности и открывающий новые горизонты в профессиональном самосовершенствовании.