Верхотурова Наталья Васильевна,
«серебряный» волонтер Кировского подразделения
Мне на месте не сидится,
Я хочу весь день крутиться
И по комнате скакать,
Бегать, прыгать, кувыркаться,
И вертеться, и смеяться.
Так за что ж меня ругать?
Говорят, я непоседа,
По утрам бужу соседа
И в квартире тарарам
Завожу по вечерам.
У меня один ответ:
Я – ребёнок, мне пять лет.
Неужели не понять,
Что меня нельзя унять?
(Сергей Михалков)
Часто бабушки считают, что избыток энергии у детей – обычное явление. Внуки любят шумные и подвижные игры, иногда озорничают, и бабушки принимают их такими, какие они есть.
Но не всем взрослым нравятся дети с неуемной энергией. Уже в детском саду у некоторых из них возникают проблемы из-за неусидчивости и склонности нарушать дисциплину. Родителей просят принять меры.
Как быть, если не хочется ломать характер ребенка? С этим вопросом в группу дистанционной психологической поддержки обратилась бабушка пятилетнего Назара.
Участники группы эмоционально присоединились к бабушке, которая не пошла на поводу у воспитателя, а стала отстаивать интересы внука. Мы говорили о том, что с тихими и послушными детьми педагогам работать всегда легко, с непоседами – трудно, но именно они вырастают интересными, творческими, неординарно мыслящими людьми. Воспитателю рекомендовали найти способ занять маленького Назара простыми поручениями, чтобы он чувствовал себя в детской группе востребованным.
Никто из нас не понял, что в данном случае речь идет о гиперактивном ребенке. А ведь бабушка не скрывала, что малыш неусидчив, и когда его сверстники увлеченно рисуют, он, едва сделав набросок, бегает-прыгает и совсем не реагирует на замечания педагога.
Как часто мы, взрослые, ошибаемся в своих детях. Видим в них только то, что хотим, и не замечаем очевидного. Многие из нас считают, что гиперактивный ребенок – это шустрик с неуемной энергией, который познает мир доступными для него способами, и в отношениях с ним главное – не мешать.
Мало кто понимает, что гиперактивный ребенок сам страдает от избытка энергии. Излишне возбуждаясь, он не может концентрировать свое внимание длительное время, именно поэтому не доводит начатое до конца. Его избыточная активность обычно не продуктивна. У него не получается раскрыть свои способности, поэтому иногда он отстает в развитии от сверстников.
Пока непоседа посещает детский сад, мы надеемся, что, повзрослев, он станет спокойнее. Но в школе обнаруживаем, что он не может высидеть урок и не справляется с учебной нагрузкой. Из-за проблем с концентрацией внимания непоседа не успевает понять объяснение учителя, а дома постоянно отвлекается и выполняет домашнее задание кое-как. Упреки и наказания только усугубляют проблему. Гиперактивному ребенку нужна помощь врача-невролога, который назначит лечение. И чем раньше, тем лучше.
Чем же семья может помочь своему неугомонному озорнику и непоседе? От психолога мы получили неожиданный ответ: только бережным отношением.
Гиперактивного ребенка нельзя ругать, от этого он становится еще более возбужденным, поэтому любые конфликты необходимо сглаживать. Поручения следует давать в четкой, логической последовательности, а не оптом, как это обычно делают взрослые. Например, они говорят: «Переоденься, помой руки и садись обедать». Внимание ребенка может концентрироваться на чем-то одном и недолго, в результате он не выполняет просьбу. Надо сначала попросить сделать первое действие, потом – второе. Убедившись в результате, перейти к третьему.
Гиперактивному ребенку важно чувствовать, что о нем заботятся и помогают справляться с повседневными сложностями, поэтому родителям нужно научиться создавать ему условия для освобождения от излишков энергии. Не стоит заставлять непоседу сидеть тихо и выполнять спокойно кропотливую работу. Лучше позволить набегаться-напрыгаться с друзьями, чтобы он выплеснул энергию, а дома почитать на ночь сказку или вместе послушать музыку для релаксации.
Чтобы отношения с воспитателем в детском саду были комфортными, родителям надо не скрывать проблему ребенка, а объяснить, в чем она заключается, и попросить помощи. Чуткое отношение к гиперактивному ребенку со стороны уравновешенных взрослых дома и в детском коллективе, наблюдение врача-невролога и медикаментозная поддержка – главные условия его полноценного развития.
Как жаль, что многие из нас узнали об этом только сейчас. Как здорово, что мы продолжаем учиться сегодня. Спасибо группе дистанционной психологической поддержки.