Добрые уроки на дистанции

Каляпух Наталия Дмитриевна,

попечитель, Кировское подразделение

«Не бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела.
Чем больше в огонь вы положите дров,
Тем больше вернется тепла»

(Омар Хайям)

Я люблю учиться. Но иногда жизненные уроки бывают слишком сложными, поэтому предпочитаю заниматься профилактикой семейных проблем. Как только предоставляется возможность, прихожу на групповые занятия для опекунов.

Особенностью групповой работы в Кировском подразделении КЦСОН является использование творческого потенциала волонтеров серебряного возраста. Волонтеры не только делятся своим жизненным опытом, но и помогают психологу делать наши встречи яркими и увлекательными. С некоторыми из них я подружилась. Если бы не была занята на работе, стала бы полноправной участницей добровольческой группы «Дар».

До недавнего времени я торопилась на семинары-практикумы с участием моих друзей-волонтеров. Радовалась каждой встрече и огорчалась, если не успевала из-за работы. Теперь занятий офлайн нет. На смену им пришли занятия онлайн, благодаря которым я регулярно общаюсь с волонтерами и делаю для себя маленькие, но важные открытия.

На семинарах-практикумах бабушки-опекуны не были столь активны, как в дистанционной группе. Они всегда говорили по теме, но мало: кто-то стеснялся, кому-то не хватало времени, чтобы обдумать и сформулировать мысль, задать вопрос и включиться в дискуссию. У меня, как правило, вопросы возникают не сразу, а на следующий день, когда я все сама обдумаю и разложу в своей голове «по полочкам».

Группа дистанционной поддержки позволила нам получить ощущение «растянутого» времени. После появления стартовой статьи, в которой описывается трудная жизненная ситуация одного из участников группы, остальные участники, прежде чем высказать свои мнения, могут день-другой подумать, неоднократно вернуться к статье, собраться с мыслями и только потом изложить их в письменной форме.

Я обратила внимание на то, что некоторые из них реагируют не столько на статью, сколько на первые комментарии, выражают свое согласие с их авторами или вступают в дискуссию. Находясь по ту сторону экрана, люди чувствуют себя защищенными, поэтому решаются быть искренними. Со многими из них я знакома не первый год. Но познакомилась по-настоящему только сейчас, читая и осмысливая их прямолинейные высказывания.

А какие ситуации предлагаются для обсуждения в группе! Оставаясь анонимными, участники работают над своими проблемами, которые они вряд ли смогли бы озвучить, находясь в аудитории. Чей комментарий окажется самым удачным? Благодаря кому заказчик темы продвинется в решении своих проблем? Этого никто не знает. И это создает интригу.

Бывают, конечно, и «пустые» комментарии, которые не несут смысловой нагрузки. Но они никого не напрягают, потому что после дискуссии публикуется итоговая статья психолога. Она позволяет все расставить на свои места.

Мне интересны все темы, которые мы обсуждаем. Обычно я читаю рано утром, когда дети еще спят. В тишине лучше думается. Некоторые статьи я даю почитать своему подопечному внуку Николаю. Ему 16 лет, и я прислушиваюсь к его мнению.

На выходные мы ездим в гости к родственникам, и каждый раз я предлагаю им обсудить новую тему нашей группы. Все материалы сохраняются, поэтому мои близкие получают информацию не от меня, а из первоисточника.

Благодаря группе дистанционной поддержки, я ощущаю себя волонтером. Я посвящаю свое свободное время тем, кто интересуется психологией семейных отношений, вовлекаю своих знакомых в интересную и полезную работу над собой. От этого на душе становиться тепло и радостно.